yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Дом, в котором жил Аносов Павел Петрович в 1831-1847 гг.

Дом, в котором жил Аносов Павел Петрович в 1831-1847 гг. (Дом горного начальства в Златоусте, в котором с 1831 по 1847 год жил изобретатель булатной стали Павел Петрович Аносов), г. Златоуст, пл. III Интернационала, 1  - объект культурного наследия федерального значения.



Август 2017 года. Фото Ю. Латышева





Местонахождение: г. Златоуст, пл. III Интернационала, 1

На площади III Интернационала, с западной стороны стоит здание в котором сейчас располагается краеведческий музей. А вот в позапрошлом веке этот музей принадлежал Златоустовскому заводу и предназначался для проживания в нем горного начальства.

История особняка начинается с заводчика Лариона Ивановича Лугинина, который приобрел завод у братьев Мосоловых в 1769 году. Он принадлежал к известной купеческой династии. В середине XVIII века они владели мануфактурами по изготовлению парусного материала, затем занялись горной промышленностью на Южном Урале. В конце 1760-х годов Ларион Лугинин приобрел Саткинский и Златоустовский заводы, а в 1770-х годах построил Миасский. Купцы торговали со многими европейскими странами, Китаем, Персией, государствами Средней Азии.

В конце жизни Ларион Лугинин обосновался на Златоустовском заводе. В 1783 году он затеял возведение дома для себя и своей семьи. В 1785 году строительные работы были закончены. Однако заводчику не пришлось в нем жить. Он скончался 31 октября 1785 года в возрасте 65 лет. Наследникам купец оставил свыше 330 тысяч десятин, состояние в 2 миллиона 477 тысяч рублей и «дворец».

В Челябинском областном архиве среди документов Златоустовского горного округа сохранилось подробное описание дома, сделанное в 1801 году:

«Каменный дом, построенной в 1785 году, состоящей по течению реки Ая на левой стороне у конца горы Уреньги. Спереди оного дома от восточной стороны и вокруг зделана каменная ограда с поставленными между столбов чугунными решедчитыми балюстрами длиною с площади шестидесяти двух сажен одного аршина. Посередине оной с площади на трех саженях каменные ворота из четырех каменных столбов, составляющие вокруг оных столбов снизу для прочности укреплены нарочно отлитые балюструнным видом чугунные рамы. Над воротами зделаны полукруглые своды, и сверх оных положены надвратные плоские доски, подбиты карнизами и выкрашены зеленою краскою…

Против упомянутых ворот в параллель ограды посредине двора выстроен на каменном фундаменте из кирпича двухэтажный корпус длиною 181/2, шириною 9, вышиною до крыши 4 сажени во оном. Расположение покоев в нижнем этаже с лицевою стороны от ворот с площади зделано с подъездом на обе стороны крыльцо, наслоно чугунными досками с кирпичною стенкою с выкладенными на ней тремя столбами, на которых утвержден от второго этажа балкон с перилами и выстоновленными балюстрами от переднего крыльца…
»

В строительстве своего «дворца» Ларион Лугинин руководствовался традицией дворянских усадеб, для которых были свойственны обширные хозяйственные постройки, выполненные в едином градостроительном комплексе, где каждый элемент находился в четком соподчинении с другими. Здесь уже прослеживается сформировавшаяся горнозаводская традиция: главный фасад особняка должен иметь нарядный вид и обязательно выходить на заводскую площадь. Мезонин, балкон, колонны и центральное крыльцо придавали зданию помпезный и величественный вид.

«Дворец» был богато обставлен. В доме насчитывалось 24 иконы, девять зеркал (из них два больших в золотых рамах), шесть часов. По стенам дома было развешано более пятидесяти живописных картин: портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, Лариона Лугинина (три портрета, один — в золоченой раме), а также «Женщина с чашкою», «картины французских женщин», «французских цветов», три изображения «рыбы талменя» и прочее. Кроме того, в описи указано 54 различных печатных изображения, также размещенные на стенах дома. Среди них – ландкарты Российской империи и театров военных действий, Сибирской губернии и дороги до Бухары, было здесь и пять репродукций земного шара.

Меблировка дома состояла из шкафа, бюро, конторы, комодов красного дерева, буфетов, столов (ломберный, шахматный, круглые и прочие), многочисленных кресел, более сотни стульев. Разнообразная посуда: деревянная, фарфоровая, яшмовая, чугунная, оловянная, медная, серебряная, хрустальная — была расставлена по буфетам.

В 1799 году Златоустовский завод стал казенным, а с 1811 года — административным центром одноименного горного округа. «Дворец» Лугинина превратился в резиденцию горного начальника. В 1820-х годах здание перестроили по проекту архитектора Михаила Малахова.

Михаил Павлович Малахов (1781–1842) — один из основоположников уральской архитектурной школы классицизма. Он родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1801 году окончил Императорскую академию художеств. В течение пяти лет он работал помощником архитектора на строительстве Казанского собора, медико-хирургической академии, лекционных театров в Санкт-Петербурге. С 1805 года Михаил Малахов служил архитектором в Оренбурге, а в 1815 году перебрался в Екатеринбург, где позднее стал архитектором Уральского горного правления. По его проектам возведены комплексы промышленных зданий в Каменском, Нижне-Исетском, Кыштымском заводах, Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге, здание городской управы в Тюмени, завершено строительство дворца Расторгуева-Харитонова в Екатеринбурге и Белого дома на Кыштымском заводе.

Довольно приличную территорию огораживают оградой с массивными каменными воротами.



В 1830-х годах в ходе формирования в Златоусте центральной площади города участок перед домом горного начальника был сокращен, снесли ограду с павильонами. Территория усадьбы уменьшатся, но за домом находится сад, оранжерея и пруд.Жили в этом доме сменяя друг друга горные начальники, они же по совместительству были директорами завода (вплоть до 1917 года)

С 1831 года по 1847 год в этом доме вместе с семьей жил Павел Петрович Аносов, знаменитый русский металлург, изобретатель булатной стали.









13 марта 1903 года перед домом горного начальника произошла «златоустовская бойня». В тот день на площади собралось около пяти тысяч человек. Конфликт вылился в открытое столкновение: из толпы раздалось несколько выстрелов, ранивших помощника исправника и жандармского унтер-офицера, бастующие начали бить стекла в окнах и ломать двери, уфимский губернатор Николай Богданович дал команду открыть огонь. В числе убитых и раненых кроме рабочих оказались дети, женщины и случайные прохожие. Всего было убито 23 человека, 22 умерли от ран в больнице и заводском госпитале, 41 человек получил тяжелые ранения.



В 1917-18 году здесь располагался уездный комитет РСДРП(б) и штаб Красной Армии. А вот уже в 1933 году тут открылся краеведческий музей (музей был основан в 1825 году). Но до этого в 1920 году была произведена перестройка. Чем она была обусловлена- неизвестно. Убрали ворота и балкон по главному фасаду.



1949 год



1951 год



1958 год. Источник: ОГАЧО. Фонд. Р-1589. оп. 1. д. 213



В 1944-45 годы и в 1954 году здание закрывали на реконструкцию. Ему придали вид, который у него был в 1930 году, только внутри здание было переделано под музей.



1969 год. Фото: М.П. Мочалова




 Фасад дома горного начальника разделён пилястрами на пять неровных частей, окна второго этажа украшены скромными сандриками, а фронтон – большим арочным окном.




Источник: https://up74.ru/articles/obshchestvo/94853/

Tags: Златоуст, объект культурного наследия
Subscribe

  • Нерешающий или нерешительный совет

    Сегодня состоялось заседание научно-методического совета при госкомитете охраны ОКН Челябинской области. Впервые с ноября 2018 года! К сожалению, из…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments