yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Category:

Водонапорная башня

Водонапорная башня (г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, у дома №22) - объект культурного наследия регионального значения.



2017 год. Фото Дмитрия Белоусова





Местонахождение: г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, у дома №22

Если с центральной улицы Троицка свернуть на улицу Гагарина, далеко на западной окраине города перспектива будет замыкаться вертикалью причудливых очертаний. В окружении силикатных пятиэтажек стоит ажурная башня изящных пропорций. И хотя сразу понятно, что это водонапорная башня, долго не покидает иллюзия, будто чудом уцелел донжон средневекового рыцарского замка, невесть как оказавшегося в азиатской глубинке. Подобное впечатление, конечно, неслучайно. Архитектор намеренно вызвал такую ассоциацию — восьмигранный объём зрительно увеличен по высоте множеством вертикальных тяг, островерхими пинаклями, заостренными стрельчатыми наличниками окон и входов.

Троицкая водонапорная башня была построена на городской окраине в 1927 году, когда в Троицке проводили водопровод. Автор проекта — В. Санжаревский. Руководил работами инженер И. Глазков. Примечательно, что работы велись в очень быстром темпе при полном отсутствии строительной техники. На момент постройки здесь был пустырь.

Водонапорная башня — одна из визитных карточек Троицка, уникальное сооружение, в котором сугубо практическое назначение причудливо сочетается с неожиданным для своего времени декором.

В художественном решении Троицкой водонапорной башни можно проследить черты романского и готического стилей. Это придает башне сходство со средневековыми замками, при том что она построена в 1927 году. Приёмы романской и готической архитектуры выдают умелую руку зодчего, явно тяготевшего к романтизму.

Троицкая водонапорная башня — настолько необычный объект, что среди экспертов до сих пор нет единого мнения о том, к какому направлению ее следует отнести. Есть версия, что водонапорную башню в Троицке можно считать ранней предпосылкой постмодернизма (направления, характерного для второй половины XX века). Если так, то это сооружение уникально для России — другого подобного памятника раннего постмодерна в стране больше нет.

Где мы могли видеть аналогичные постройки? В старинных русских усадьбах конца XVIII века, когда с лёгкой руки Василия Баженова и Матвея Казакова в отечественной архитектуре впервые прижились готические мотивы? Или в первой половине XIX века, когда на короткое время в архитектуре России проявилось все¬общее увлечение романтизмом с его тягой к средневековому, мистическому, сказочно противопоставленному будничной реальности?

Вот уж поистине сюрприз: в годы, когда по всей стране вырастали лаконичные постройки конструктивизма, в Троицке возник далёкий отголосок всеми забытого романтизма. Как это могло случиться?

Что такое для послереволюционного Троицка водопровод? Коммунальный объект, бытовое удобство? Не только. Скорее, воплощённая мечта о близком светлом будущем, оправдание недавних лишений. Революционная романтика пронизывала в те годы многие начинания.

Романтика и романтизм — слова однокоренные. Видимо, интуиция архитектора подсказала ему точное образное решение. На рубеже столетий в России уже был накоплен опыт строительства водонапорных башен. В том же Троицке возле вокзала в 1910-х годах построили массивную башню с «готическими» архитектурными деталями. Огромные по тем временам сооружения, заметные отовсюду, так естественно наряжались в средневековые одежды — этим подчеркивалась величественность.

Можно смело утверждать, что Санжаревский создал произведение отнюдь не местного значения.

Восточная окраина Троицка до сих пор акцентирована высотной доминантой — мечетью Гатауллы муллы, островерхий минарет которой виден со всего города. Водонапорная башня выросла на западной окраине го¬рода. Когда улица Просвещения (нынешняя Гагарина) ещё не была застроена пятиэтажками, башня полностью доминировала над округой. Получалась интереснейшая градостроительная ситуация: на востоке — мечеть, в азиатских формах олицетворяющая Восток, на западе — башня, готической стройностью символизирующая Запад.

Такая метафоричность для Троицка — не случайная прихоть. Вся история этого порубежного города — осуществление связи между Востоком и Западом. На здешних базарах уральская пушнина соседствовала с китайскими шелками, татарская слобода гляделась в кварталы русских переселенцев.

Центр крупнейшей ярмарки, город — посредник в отношениях России с народами казахских степей и более далёких пределов, Троицк стал воплощением петровской «во¬сточной политики». Как умело, тонко Санжаревский воплотил этот комплекс историко-культурных идей в своём, на первый взгляд чисто утилитарном сооружении.

Башня до сих пор исполняет свои прямые функции, поэтому многие воспринимают её только как утилитарный объект. Чтобы изменить отношение к башне Санжаревского, достаточно узнать хотя бы то, что подобного памятника раннего постмодерна больше нет во всей России.



1963 год



1970-е годы



2000-е годы

Еще в 2007 году было решено, что башню отреставрируют и отстроят здесь двухэтажный досуговый комплекс, частью которого станет водонапорная башня. Однако работы начались только весной 2013 года и затянулись до 2017 г. Большая часть торгового комплекса пустует (башня тоже).



2012 год. Фото Дмитрия Белоусова



2015 год. Фото Дмитрия Белоусова




По материалам статьи С. Кашницкого «Троицк — родина постмодерна» и worowski.livejournal.com.

Источник: http://www.карта74.рф/tourism/articles/troick___rodina_postmoderna/


Материалы и фото для описания данного объекта культурного наследия предоставил троицкий краевед Дмитрий Белоусов.

Tags: Троицк, водонапорная башня, объект культурного наследия
Subscribe

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments