yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Category:

Здание, в котором работал ученый-животновод П.А. Кормщиков

Здание, в котором в 1936-1981 г.г. работал ученый-животновод П.А. Кормщиков (Здание Народного дома), г. Троицк, ул. Советская, 42 - объект культурного наследия регионального значения.



2015 год. Фото Дмитрия Белоусова





Местонахождение: г. Троицк, ул. Советская, 42

В 1894 г. царь утвердил «Положение о казенной продаже питей». Со следующего года, в качестве эксперимента, в Пермской, Уфимской, Самарской и Оренбургской губерниях была введена госмонополия на продажу спиртных напитков. Обычная история – с одной стороны государство хотело традиционным способом залатать бюджетные дыры, с другой – «сделать мину при плохой игре», попытаться минимизировать социальный ущерб от спаивания подданных. Официально же декларировалось, что комитеты Попечительства представляют собой государственные учреждения, созданные «для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками» и действующие в составе Департамента неокладных сборов Министерства финансов. Губернскими комитетами руководили губернаторы, уездными - местные предводителя дворянства, а содержались Попечительства Министерством финансов на доходы от винной монополии, на пожертвования и сборы, на средства, вырученные от продажи антиалкогольных изданий, билетов на гуляния и представления, театральных программок и т.п. Итак, Попечительства должны были «распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного употребления спиртных напитков, а также изыскивать средства для предоставления возможности проводить ему свободное время вне питейных заведений». В борьбе с сивухой рекомендовалось использовать силу Просвещения: «устраивать народные чтения и собеседования, составлять и распространять издания; разъясняющие вред злоупотребления крепкими напитками, открывать чайные, народные читальни» и т.п. Для этого предлагалось открывать т.н. «Народные дома», под кровлей которых всё это и происходило бы. Народные дома – это просветительские учреждения клубного типа, нечто вроде современных Домов культуры, целью которых являлось общее образование взрослых и внешкольное воспитание детей. Естественно, что отечественная интеллигенция, всегда критично настроенная к органам власти, постаралась взять это дело в свои руки в своих целях…

Здания для Народных домов строились на средства комитетов Попечительств народной трезвости, состоятельных купцов, а также пожертвования горожан. В их составе работали бесплатные библиотеки-читальни; вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и литературы; группы профессиональной подготовки, раздельные для мужчин и женщин. Здесь проводились публичные чтения, устраивались концерты и театральные представления для взрослых и детей, работали буфеты и чайные. Согласно отчёту за 1900 г., Попечительствами в губернии было организовано 20 чайных и при них 10 читален. Цена одного стакана чая с куском сахара везде была определена в 1 копейку, бедным его отпускали бесплатно. В чайных также продавали булки и хлеб, а иногда и другие напитки: молоко (крынка 6 коп.), кофе (стакан 5 коп.), фруктовый квас (бутылка 20 коп.), сельтерскую (бутылка 11 коп.). Кроме народных чтений в Троицке регулярно устраивались танцевальные вечера и спектакли, а для бедных детей – такое новшество, как новогодние ёлки с подарками. Целью каждого уездного Комитета было открытие своего Народного дома - помещения, приспособленного под проводимые мероприятия. В губернском центре это случилось в 1899 г., в Челябинске же Народный дом был построен в 1903 г. по проекту Р. Карвовского (здание современного ТЮЗа на площади Революции). В Троицке вначале переименовали в Народный дом Зимний клуб (купеческий) и стали собирать деньги. Как писалось в отчёте губернского Комитета за 1900 г., постройка Народного дома в Троицке ещё оставалась «главной мечтой… в прошлом году были подробно изложены мотивы, побуждающие к постройке его, причем, комитет, через особую комиссию, приступил к составлению плана и сметы».

Крепнущий бюджет города и солидные благотворительные вклады купцов-меценатов позволило в 1913 г. начать с большим размахом строительство здания Народного дома. По замыслу «отцов города» здание по своему величию и красоте должно было превзойти все ранее возведенное в городе (пассаж братьев Яушевых и биржевую гостиницу Г. Башкирова). Сооружение не менее грандиозного, чем в Челябинске, здания Народного дома предусматривало огромный зрительный зал со сценой. Участок под него отвели в центральной части города на престижном месте, чтобы лицевой частью здание выходило на Нижегородскую улицу (ныне улица Советская) и Бакакинский переулок (ныне улица Пионерская).

Приняв к исполнению заказ городской управы, строители, не отступая от извечного архитектурного требования, сформулированного еще древнегреческим зодчим Марком Витрувием, взялись за решение триединой задачи: «польза, прочность, красота».
Необходимость решения первой задачи неоспорима, так как подобное здание было нужно городу, оно должно было сослужить большую пользу растущей культуре торгового города.

О том, как строители выполнили вторую задачу, можно судить каждому троичанину и сегодня. А для этого нужно немногое — пройти по улице Советской до пересечения ее с улицей Пионерской и посмотреть на трехэтажное здание учебного корпуса № 2 ветинститута. Так вот, даже беглый взгляд на это здание подтверждает, что оно построено прочно, на века. А что касается решения третьей задачи из архитектурного трактата — красоты, увы, не получилось. Наружный вид здания, прямо скажем, непривлекателен. Это какая-то буро-красная массивная глыба и не больше. Но не нужно торопиться с негативными выводами в адрес тех, кто возводил это здание. Не в привычную для глаза «в подрезку» или в «подрасшивку» возведены наружные стены и кирпичная изгородь. Сложены они, как сказали бы строители, «в пустошовку». И сделано так не случайно. Оставляя глубокие швы между рядами кирпича, строители рассчитывали на то, что впоследствии вся эта кладка будет оштукатурена или облицована.

Однако, заняться ни внутренними, ни отделочными работами строителям не удалось. Мировая а затем и гражданская войны помешали этому. Эскизы декоративной профилированной лепки фасада, убранства интерьера здания, планировка прилегающей территории и многое другое из задуманного осталось пустыми рисунками на бумаге. Не воплотились в жизнь и замыслы троицких мастеров кузнечного дела, участвовавших в конкурсе, объявленном через газету «Степь», в изготовлении ажурных парапетов для крыш, балконов и кирпичной изгороди.

Об этом здании, вернее о его будущем предназначении упоминает Е.И. Скобелкин: «…драматический театр… был открыт в 1881 году. Сцена для профессиональных актёров этого театра была представлена в здании дворянского собрания, или, как его стали называть впоследствии, зимнего клуба (ныне здание ГДК). О том, какую популярность имел у троичан драматический театр, можно судить хотя бы по тому факту, что в начале нынешнего столетия общественность Троицка поставила перед городской думой вопрос о строительстве специального театрального здания…» [10, 155]. Заметим только, что в дореволюционных источниках здание современного ГДК называлось и общественным собранием, и купеческим или зимним клубом (илл. №117), но никогда – дворянским собранием, т.к. столбовых русских дворян в уезде не было исторически, при необходимости их подменяли статские и военные чиновники соответствующего класса. Что же касается «специального театрального здания», который, по мнению многих краеведов, предназначался для будущего драматического или музыкального театра, то, по мнению Р. Гизатуллина, оно предназначалось именно для «Народного дома» уездного комитета «Попечительства о народной трезвости».

В недостроенном здании в 1920-е годы располагалась бесплатная столовая для голодающих (продукты приходили из США).

Но вот, в одном из номеров Троицкой окружной газеты «Вперед» за 1929 год была дана броская информация, озаглавленная «Уральский ветвуз должен быть в Троицке». В сообщении об этом говорилось: «Вопрос об открытии ветинститута разрешен. Профессорский состав подбирается. Подысканы помещения под научные кабинеты, аудитории, лаборатории и общежития студентов...». Вот тогда-то в спешном порядке кое-что доделали, кое-что приладили, на скорую руку обустроили пустовавшее здание и без особых торжеств сдали его в эксплуатацию под Уральский ветеринарный институт (УВИ), рассчитывая довести все до ума, как только позволят обстоятельства... В 1930 г. здание было передано под учебный корпус открытому в городе Уральскому ветеринарному институту.



1930-е годы



1974 год



2013 год. Фото Дмитрия Белоусова










2015 год. Фото Юрия Латышева











На здании висит мемориальная доска, что здесь с 1936 по 1975 гг. работал заслуженный деятель науки СССР, доктор наук, профессор Кормщиков П.А., основатель кафедры кормления сельскохозяйственных животных.

Кафедра кормления сельскохозяйственных животных была организована по приказу ректора Троицкого ветеринарного института в 1936 году. Вся история кафедры неразрывно связана с именем Павла Андреевича Кормщикова. Выполняя обязанности заведующего, выдающийся ученый стал вдохновителем кафедры и главным «двигателем» ее развития в период с 1966 по 1975 годы.

Павел Андреевич организует также и зоотехническую лабораторию. Впервые в институте появилась возможность проводить научные исследования по изучению химического состава и питательности кормов Челябинской области, а также выполнять исследования по переваримости кормов и балансу веществ в организме животных.

Его оригинальные исследования по лигниновому поглощающему комплексу, резервной щелочности вегетативных кормов, новые данные по одревеснению растений значительно обогатили теорию и практику кормления сельскохозяйственных животных и принесли ученому заслуженный авторитет и признание. Профессор П. А. Кормщиков разрабатывает технологию и предлагает производству метод повышения питательности соломы в 2-2,5 раза при обработке ее малыми дозами извести. Метод получил название — кальцинирование соломы.

Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых профессор П. А. Кормщиков устанавливает, что низкая питательность соломы зависит не только от содержания клетчатки и лигнина в ней, а от тесной связи клетчатки и лигнина и от соотношения водорастворимой, или подвижной фракции, и нерастворимой в воде, стабильной фракции. Только в последние годы с развитием химии, такой подход к питательности клетчатки нашел широкое распространение.

Одним из основных достижений П.А. Кормщикова явился разработанный на основании многолетних исследований метод кальцинирования соломы - повышения ее питательности в 2-2,5 раза при обработке малыми дозами извести, который в последующем был назван по имени создателя.

Ученый сплотил вместе увлеченных и преданных своему делу людей, сформировал собственную научную школу из учеников и последователей, продолживших позднее его начинания и воплотивших его идеи. Под руководством Павла Андреевича успешно выполнили диссертационные работы и защитились многие авторитетные ученые, впоследствии работавшие в ВУЗах по всей стране: профессор В.П. Коршун (Казанский ВИ), профессор И.И. Филатов (СибНИИПТиЖ), профессор А.И. Погребняк (Кустанайский СХИ), профессор И.Я. Кавардаков (Ростовский СХИ), доценты A.M. Головнин (Пермский СХИ) и Л.Г. Полищук (Херсонский СХИ).

Материалы и фото для описания данного объекта культурного наследия предоставлены троицкими краеведами Дмитрием Белоусовым и Рауфом Гизатуллиным.

Tags: Троицк, объект культурного наследия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • 21 объект заочного голосования

    Иначе, как циничной подлостью по отношению к историческим объектам, нельзя назвать введение в положение о научно-методическом совете при госкомитете…

  • Нерешающий или нерешительный совет

    Сегодня состоялось заседание научно-методического совета при госкомитете охраны ОКН Челябинской области. Впервые с ноября 2018 года! К сожалению, из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments