?

Log in

No account? Create an account

arhistrazh


Группа "АрхиСтраж"


Previous Entry Share Next Entry
Насосная водопровода железной дороги
yuvlatyshev wrote in arhistrazh
Насосная водопровода железной дороги (г. Челябинск, ул. Свободы, 6) - объект культурного наследия регионального значения.

ЖД водокачка




ЖД водокачка

Местонахождение: ул. Свободы, 6, г. Челябинск

В 1892 г. или начале 1893 г. двор у фельдшера Василия Степановича Толстых забрали под казенные нужды, построили водокачку, проложили трубопровод до станции Челябинск. На плане 1892-1893 гг. показана уже существующая водокачка и «предполагаемый бак» диаметром 8 сажен (около 15 метров), объемом, возможно, 12 000 кубических аршин (аршин – 71, 12 см), а также труба, идущая от реки к зданию водокачки, а затем от водокачки, по улице Ахматовской (ныне ул. Свободы).



«План части города Челябы с показанием водокачки и расположенных около нее усадебных мест» (копия с плана, снятая 6 октября 1893 года). Источник: http://gayaz-samigulov.livejournal.com/113438.html

Общая схема водопровода Златоуст-Челябинской железной дороги выглядела примерно так. Должен был быть бассейн, или бак, куда поступала вода из реки вода, фильтры для воды на входе собственно в трубопровод, то есть перед насосной. Естественно, помещения для обслуживающего персонала и сторожа. На другом конце трубопровода, на станции – должна была стоять водонапорная башня. На башню вода подавалась с помощью насоса. Бак, стоявший на башне, должен был обеспечить потребности в воде на ближайшее время (в пределах суток), в случае аварии на водокачке, или проблем на трубопроводе. Из башни вода поступала в места потребления самотеком, за счет перепада высот.

Постройки возле реки Миасс кратко описаны в Раскладочной ведомости на 1901 год: «Дом деревянный в 5 комнат, крыт железом. Водокачка».

Этот водопровод использовался для нужд железной дороги и город к нему отношения не имел. Таким образом, это здание у реки Миасс, по улице Свободы – первая водокачка в Челябинске. И имеет прямое отношение к истории железной дороги и нашего города.

ЖД водокачка

Фрагмент фотография начала ХХ века. Из семейного архива потомков Д. Неаполитанова

ЖД водокачка

Слева - направо: старое каменное водоподъёмное здание, временное деревянное водоподъёмное здание и новое каменное водоподъёмное здание.

Интересно, до последнего времени челябинские историки и краеведы считали, что сохранившееся здание железнодорожной водокачки, или, как тогда его называли, «водоподъёмное здание», было построено в 1892–1893 годах. Но в апреле 2017 года удалось получить копию плана станции Челябинск, датированного 1911 годом. Оригинал хранится в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Этот подробный план сопровождался детальным описанием зданий и сооружений, так что на плане была нанесена и схема железнодорожного водопровода. Но особенно интересными оказались записи в ведомости зданий и сооружений, прилагаемой к плану. И в ней говорилось не про одно, а про два каменных водоподъёмных здания — старое и новое.

ЖД водокачка

Схема 1911 года

ЖД водокачка

Площадь старого здания составляла 9,2 квадратной сажени (около 40 квадратных метров), а нового — 35,36 квадратной сажени (почти 180 квадратных метров). Площадь сохранившегося до настоящего времени бывшего водоподъёмного здания как раз и составляет 179,1 квадратного метра. Так что дошедшая до наших дней водокачка — в действительности младшая сестра той, о которой было известно из прежде изученных документов.

Когда же было построено новое каменное водоподъёмное здание? Точная дата постройки пока не установлена, но можно с уверенностью сказать, что в начале ХХ века и не позднее 1908 года. Ведь в ведомости к плану станции Челябинск за 1908 года новое водоподъёмное каменное здание уже есть.

Единственным тяговым средством на железной дороге были паровозы: тепловозы и электровозы появились уже после революции. Так что потребность в воде на станции Челябинск возросла. Поэтому и было построено новое водоподъёмное здание с более мощными насосами. Вскоре появилась и дамба около Сада-острова для обеспечения необходимого уровня воды около водокачки. Позже дамба пригодилась и для нужд новой, более мощной городской электростанции, построенной в 1915-1916 г. на улице Сибирской (ныне улица Труда) и запущенной в апреле 1917 г.

ЖД водокачка

Электростанция и перешеек (дамба) к острову. 1933 год

К сожалению, первое старое каменное водоподъёмное здание не сохранилось. Утрачено и оборудование железнодорожной водокачки, хотя по некоторым данным, она использовалась по прямому назначению чуть ли не до начала 1970-х годов. Но, к счастью, ещё стоит жилое деревянное здание для работников железнодорожной водокачки. Это здание упоминается в ведомости к плану станции Челябинск за 1903 год.

В начале 2017 года бывшее каменное водоподъёмное здание (как оказалось, "новое") было включено в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

ЖД водокачка

ЖД водокачка

ЖД водокачка



ЖД водокачка

ЖД водокачка

ЖД водокачка

Февраль 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Восточный и северный фасады. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

ЖД водокачка

Август 2017 г.

ЖД водокачка

ЖД водокачка

Фрагмент восточного фасада.  Сентябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Западный фасад. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Южный фасад. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Южный фасад. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка


Интерьер здания. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев



А в июле 2017 года в перечень выявленных объектов культурного наследия было включено и жилое деревянное строение.



Источники: http://gayaz-samigulov.livejournal.com/113438.html,
http://www.up74.ru/rubricks/nauka-i-istorija/2014/10-oktjabr/voda-dlja-parovozov/


  • 1

Кстати, продаётся дорогой за 20 с землёй


вроде как решили отремонтировать?

Вынуждены будут - в двух шагах от КХ.

  • 1