-
yuvlatyshev wrote in arhistrazh
Старый квартал
Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за последние 100 лет. Застройка этой Заручейной части города началась ещё в конце XVIII года.
Уже из плана 1784 года видно, что к северу от Безымянного ручья (позже речки Игуменки) где-то примерно в районе угла нынешних улиц Красноармейской и Миасской находилась городская стена. Почти без изменений эта часть города осталась и на плане 1800 года.
Полностью этот квартал сформировался к 1874 году. С тех пор улицы Миасская и Нагорная не меняли свои названия. Улицу Ильинскую переименовали в 1920 году в Красноармейскую. А улица Заручейная сначала стала улицей Всеобуча, затем Сталина, и, наконец, Российской.
Журналист Весновский в 1909 году отзывался о Заручейной части города довольно нелестно: «Совсем жалкой и убогой, даже в сравнении с заречьем, выглядит заручейная часть. Каменных домов здесь всего 2, более или менее приличных деревянных домов насчитывается не более десятка, а остальные — одно- и двухоконные хибарки». Эта характеристика в значительной степени касалась и интересующего нас квартала. Но Весновский также упоминает, что в доме 16 по улице Ильинской (ныне улица Красноармейская, 37) находилась «модная мастерская» Шихова. В раскладочной ведомости 1908 года под № 16 учтен дом М. Т. Орлова, у него записана лавка и каменная кладовая (файл 170). Так что Весновский под модной мастерской, похоже, подразумевал дом Орлова.
Дом по нынешнему адресу ул. Красноармейская, 39 до 1911 года принадлежал Александру Пчелину, а затем перешёл в собственность Панюкова. В раскладочной ведомости 1908 года в числе построек на этом участке упоминается «синильня из воздушного кирпича», то есть мастерская по окрашиванию шерстяных тканей.
В 1996 году в 3-м выпуске сборника «Челябинск неизвестный» была опубликована статья А. Каплана о пожаре в Заручейной части Челябинска:
«25 мая 1921 года в городе Челябинске в заручейной части города, в 13.30 возник стихийный пожар, который продолжался двое суток, окончательно был ликвидирован 27 мая 1921 года в 12 часов дня, сгорело 4 жилых квартала, около 150 жилых домов.»
Пожар возник в доме Воробьева у дрожжевого завода (позже завод Оргстекла) из-за неосторожного обращения с огнём. Свыше 800 человек оказались без крова. Среди 4-х пострадавших кварталов оказался и квартал к северо-востоку от перекрёстка улиц Миасской и Красноармейской. Таким образом, большая часть домов, сохранившихся в этом квартале до наших дней, были построены после пожара 1921 года.
В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего дрожже-винокуренного завода Аникины был размещён эвакуированный из Ленинграда завод Оргстекла. В связи с тем, что это производство относилось к вредным, в послевоенные годы ряд жилых кварталов к востоку от этого завода были объявлены санитарной зоной. Предполагалось переселение всех жителей этих кварталов в другие районы. Но посчастливилось только нескольким семьям. В начале 1990-х годов производство на заводе было прекращено. Необходимость в санитарной зоне и переселении жителей отпала. В настоящее время в описываемом старом квартале осталось около полутора десятка домов.
Рассмотрим подробнее, что представлял собой этот квартал и как он выглядит сейчас.
На фотографии 1969-1970 гг. ещё виден справа дом на углу Нагорной и Российской. Сейчас этого дома уже давно нет.
А вот следующий сохранился. Это дом №80 по улице Российской — выявленный объект культурного наследия.
Во дворе этого дома лиственница, очень похожая на даурскую.
На панораме Юрия Сергеева (ориентировочно 1970-е годы) хорошо видны дома №82,84,86 и 88. Все они пока ещё сохранились. Скорее всего, все эти четыре дома были построены уже после пожара 1921 года. По крайней мере, дом №86 — это точно.
На доме №82 ещё осенью сняли металлическую кровлю.
Такая же история с домом № 84. Но осталась обрешётка.
Около 84-го дома брандмауэр явно XIX века. Но от пожара 1921 года дома, которые были на этом месте, он не спас, так как ветер был юго-западный.
Когда-то на этом месте был полукаменный дом. Остатки ещё видны были в 2009 году.
У 86-го дома, который в 2018 году ремонтировали томсойеровцы, уже нет металлических ворот и нового номерного знака.
88-й дом также стоит заброшенным.
И этот же дом в 2009 году.
а панораме 1970-х годов хорошо видны дома 90, 92, 94, 96 и 98.
От 90-го дома давно практически ничего уже не осталось.
Похоже, что заброшен и 92-й дом.
94-й дом выставлен на продажу и очень давно.
Так выглядели дома 92 и 94 в 1995 году.
Возможно, что 94-й дом был на двух хозяев и имел двойную нумерацию: 94-96. Так или иначе, но следующий дом — 98-й.
Фото 98-го дома 1995 года.
У этого дома очень интересные наличники.
Во дворе флигель — скорее всего, старинной постройки.
Фасад 100-го дома обложен блоками.
А так этот дом выглядел в 1995 году.
За ним какая-то незавершённая постройка.
102-й дом уже в 1995-м году был полуразрушенным.
К удивлению, часть дома была восстановлена.
Частично сохранился и брандмауэр.
На панораме 1970-х годов видно, что 104-й дом находился внутри двора.
Сейчас там пустырь.
106-й дом — объект культурного наследия местного значения.
От домов этого квартала на улице Миасской, кроме углового, остался только 58-й. Остальные сгорели и снесены. Жаль, что не сумели сохранить наличники 54-го дома. Так выглядел квартал домов на Миасской в 1990-е годы.
54-й дом.
58-й в 1990-е годы.
И сейчас.
На углу улиц Миасской и Красноармейской стоял старый дом, который был внесён в перечень выявленных объектов культурного наследия. Дома уже давно нет, а в перечне он до сих пор (хотя уже проведена экспертиза по исключению его из этого перечня).
Это дом жилой одноэтажный (Красноармейская, 45) — утраченный выявленный объект культурного наследия (сер. XIX в.).
Под номером 39-м по улице Красноармейской находится что-то страшненькое.
Это и есть бывшая усадьба, где была синильня (красильная мастерская), от которой остались только развалины. Находилась она здесь с 1888 года.
И в 1950-е-1980-е годы здесь располагалась контора по заготовке крупного рогатого скота.
Да, и ещё домик рядом притулился с интересными наличниками.
Далее был ещё один утраченный выявленный объект культурного наследия — дом жилой одноэтажный (ул. Красноармейская, 37) — конец XIX в. В настоящее время уже исключён из перечня зданий, охраняемых государством.
На месте этого утраченного объекта относительно недавно появился вот эта «временная» постройка.
До недавного времени числился, как выявленный объект культурного наследия — дом по ул. Красноармейской, 31. Исключён из числа охраняемых.
А вот 29-й дом хотелось сохранить. Но не получилось. Фото 1990-х годов.
И сейчас.