yuvlatyshev wrote in arhistrazh

Categories:

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Варненский муниципальный район, Лейпциг с. — утраченный выявленный объект культурного наследия (памятник архитектуры и градостроительства), 1874 г. 

Местонахождение: Варненский муниципальный район, Лейпциг с.
Местонахождение: Варненский муниципальный район, Лейпциг с.

Село Лейпциг было основано в 1842-1843 годах как военный пост оренбургского казачьего войска. Решение о постройке церкви было принято в 1854 году, но строительство затянулось на целых 20 лет. Наконец, в 1874 году новая церковь была освящена во имя Казанской божьей матери. Главная особенность храма — он был деревянным. Интересно, что лес для постройки привозили из войсковых дач Джабык-Карагайского бора (использовались лиственница и сосна). Строить церковь приехали мастера-пильщики из Пскова и Нижнего Новгорода. Там же, в Нижнем Новгороде, были куплены колокола, и их транспортировка стоила немалых денег.

О внешнем облике церкви в ее лучшие годы мы можем судить по словесному описанию: Здание бревенчатое, обшитое шпунтованной доской. Цоколь из камня-плитняка. Храм стоял на высоком каменном цоколе. Церковное здание типа «кораблём», план включал последовательно прямоугольные: колокольню, трапезную, основной объём и алтарь. 

Внутренние стены были покрыты грунтовкой и росписью. По верху западной стены была выгравирована дугообразная надпись. С севера и юга основной объем имел двери с арочным завершением, а в верхней части — по три больших арочных окна с кованой решеткой. Колокольня состояла из двух четвериков, восьмерика и шатра с луковкой на высоком барабане. По основанию шатра были расположены окошечки с кокошниками, переходящие в проемы звона (восьмерика). Углы колокольни и всех остальных объемов церкви, которые имитируют колонны, напоминали о классицизме. Карнизы тоже имели сложный профиль.

Несмотря на то, что церковь была деревянной, детали декора роднят здание с кирпичными храмами в классическом стиле XVIII века.

Храм был расположен в самом сердце станицы на плацу для джигитовки (езды на лошадях с выполнением трюков) и без преувеличения был для жителей казачьего села центром общественной жизни.

После прихода советской власти храм оставался действующим довольно долго — до 1948 года. Потом здание стали использовать в хозяйственных целях. Долгое время здесь находился склад удобрений. 

17 августа 1970 года. Снято во время экспедиции студентов кафедры графики Челябинского политехнического института.
17 августа 1970 года. Снято во время экспедиции студентов кафедры графики Челябинского политехнического института.

Деревянное здание дважды горело. В конце концов от старинной церкви остался один остов.

В 1993 году был подготовлен проект реконструкции, но он так и не был воплощен. 

2004 год:

Из книги "Православные храмы Челябинской области" (Челябинск, 2008 год).
Из книги "Православные храмы Челябинской области" (Челябинск, 2008 год).

2011 год:

В конце концов, в 2012 году было решено разобрать разрушенное здание и на его месте построить новый храм по образу и подобию старой церкви. Архитекторы учли все детали и пропорции старого храма.

Когда разбирали остов старой церкви, то деревянные части сожгли, а пепел развеяли над рекой (как того требуют православные традиции). Металлические же части решено было использовать в строительстве нового храма. Кроме того, во время демонтажа церкви нашли несколько старинных монет 1855 года.

Вскоре было начато строительство нового храма.

16 октября 2013 года были установлены купола и освящен крест. К январю 2014 года основной цикл работ был завершен, в храме начались службы.

Источники: http://www.карта74.рф/tourism/religion/cerkov_kazanskoy_ikony_bozhiey_materi_leipzig/;

https://zabytye-xramy.livejournal.com/27662.html?thread=77326;

Пономаренко Е.В. Города Южного Урала. Том II. — Челябинск, 2005.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic