yuvlatyshev wrote in arhistrazh

Categories:

Церковь Святых апостолов Петра и Павла

Церковь Святых апостолов Петра и Павла, Коркинский муниципальный район, Коркино г., Бедного Д. ул., 40 — выявленный объект культурного наследия (памятник архитектуры и градостроительства), к. XIX в.

Местонахождение: Коркинский муниципальный район, Коркино г., Бедного Д. ул., 40
Местонахождение: Коркинский муниципальный район, Коркино г., Бедного Д. ул., 40

Историческая запись на антиминсе храма гласит: «При державе Благочастивейшего Самодержавнейшаго Великого Государя Императора Александра Александровича Всея России по благословлению Святейшаго Правительствующего Синода, Священнодействован Преосвященным Макарием епископом Оренбургским лета от создания мира 7396 от Рождества же Христова 1888 месяца сентября в день 18. Преподан для священнодействования в храме Святых апостолов Петра и Павла, что в поселке Коркинском Челябинского Уезда». 

В клировой ведомостью за 1916 год отмечено, что Петропавловская церковь в поселке Коркинском была построена стараниями прихожан в 1890 году . Однако это противоречит записи, сохранившейся на антиминсе  храма. Вероятно, антиминс был освящен еще до строительства храма, чтобы ускорить его появление, стимулировать казаков к строительству церковного здания. 

Есть мнение среди местных жителей, что до каменного храма в Коркино существовал деревянный. Однако это опровергает несколько фактов. Во-первых, антиминс и запись на нем. Во-вторых, архивные документы (клировые ведомости), в которых указывается год постройки храма 1890, а если до этого существовала деревянная церковь, то этот факт нашел бы отражение в документах. В-третьих, метрические книги по Коркино начинаются с 1890 года, т.е. как раз с того времени, когда в основном было закончено строительство и был назначен священник. Возможно, до каменного храма в Коркинском поселке была деревянная часовня. 

В некоторых источниках утверждается, что каменный храм возведен итальянскими мастерами (по другим сведениям, финнами-католиками).

Каменное здание церкви было освящено 29 октября 1895 года . Первым священником Петропавловской церкви стал Павел Виссарионович Морев. Он родился в 1864 году в семье диакона села Кидыш. Учился в Уфимской духовной семинарии. Два года исполнял обязанности псаломщика в церкви Рождества Христова Нижне-Увельской станицы. Епископ Макарий рукоположил его во священника, а консистория своим указом от 15 марта 1890 года определила в Коркинскую церковь . Одновременно с ним псаломщиком был определен отставной унтерофицер Георгий Васильевич Унгвицкий. Он родился в 1860 году в семье дьячка Миасской станицы. Окончил Челябинское духовное училище. Унгвицкий Работал учителем Кочердыкской, Алабужской, Сосновской сельских школ. В 1894 году епископ Макарий рукоположил его в диаконы. Здесь он прослужил до самой своей смерти 28 августа 1914 года . После его смерти вдова Татьяна Ивановна стала просвирней Коркинской церкви. В 1895 году отца Павла Морева перевели, а на его место был назначен священник Вениамин Павлович Дроздов. Ему было 23 года. Он учился в Уфимской духовной семинарии. С 1893 года служил псаломщиком в селе Пивкино, затем в поселке Баландино. 15 июля 1895 года епископ Макарий рукоположил Дроздова в священники и определил в Коркинскую церковь. На этом месте он прослужил до революции. Отец Вениамин Дроздов был награжден набедренником (1905) и скуфьей (1911). Священник был женат на Наталье Карловне Штарк и имел шестерых детей.

В 1914 году место Унгвицкого занял псаломщик Николай Александрович Ионин. Он родился в 1865 году в семье псаломщика. Учился в Челябинском духовном училище. Служил псаломщиком в разных приходах епархии. Примечателен интерес Николая Ионина к сельскому хозяйству и пчеловодству. 13 сентября 1914 он был назначен псаломщиком Петропавловской церкви. К 1916 году, то есть накануне революции, Коркинский приход состоял из нескольких поселков. Кроме Коркинского (население 612 человек), в него входили Тимофеевский (883 человека) и Бектышский (575 человек). Всего в приходе проживало 2070 человек и насчитывалось 340 дворов. В основном это были оренбургские казаки, хотя проживали в приходе и крестьяне. В штате церкви было два служителя: священник и псаломщик. Они получали от казны жалование 400 рублей в год. Кроме того, от прихожан имелся кружечный сбор около 600 рублей в год, а также пожертвования хлебом до 300 пудов (это 4800 килограммов). При церкви до 1912 года имелось земли 300 десятин, из которых 225 в тот год прихожане против воли причта разделили между собой, оставив священнослужителям 33 десятины пахотной земли, 15 – сенокосной и 27 неудобной под болотами. Члены причта жили в церковных домах. К 1916 году в приходских поселках появились свои собственные молитвенные дома, которые вскоре получили статус церквей. В Тимофеевском действовала Константино-Еленинская, а в Бектышском – Пантелеймоновская . Эти церкви были приписаны к Коркинскому храму. Во всех поселках прихода имелись казачьи школы, поэтому церковно-приходской школы не было. В 1916 году в них обучалось 203 человека.  

После революции антирелигиозная политика советской власти была направлена на уничтожение церкви и овладение её собственностью. Следствием этого стало закрытие и разрушение храмов. В 1920 году прихожане Петропавловской церкви провели собрание, на нем они приняли решение: «...просить священника Бухарина оставить». Священник Александр Александрович Бухарин родился в 1884 году. Учился в духовной семинарии. В 1919 году он прибыл в Коркино, где стал настоятелем храма. С большими трудностями прихожанам удавалась длительное время сохранять свой храм до конца 1920-х годов. В 8 июля 1935 года президиум Копейского райисполкома принял постановление: «Учитывая, что группа верующих в данный момент обслуживается Шеломенцевской церковью ходатайство о закрытии церкви удовлетворить». Из Коркино так описывали состояние дел: « Для технического переоборудования церкви потребуется уже не менее 4588 руб.». В государственном архиве сохранилось дело 1935 года о закрытии Петропавловской церкви. 30 марта, президиум Коркинского поселкового совета постановил: с 23 марта 1935 года церковь закрыть и отдать её под клуб. 19 апреля того же года члены поселкового совета обследовали здание церкви. Они нашли и записали в протоколе, что половина крыши церковного здания проржавела, часть кровли раскрыта, гниют стропила, здание дало осадку, пол в середине здания выпучен, лаги под полом сгнили, окна сгнили, печное отопление не работает. Комиссия пришла к выводу, что здание требует срочного ремонта. В виду того, что верующие, по мнению властей, были не в состоянии отремонтировать здание, было принято решение отремонтировать его за счет государства и после этого разместить в нем кино-клуб. С просьбой об этом «коркинские граждане» обратились в Копейский райисполком. В своём обращении они подчеркивали, что верующие с 1929 года не использовали здание церкви, а молились в Еткульской и Шеломенцевской церквях. 27 июня 1935 года райисполком удовлетворил прошение о закрытии церкви и обратился в центральные органы с предложением разместить в здании церкви клуб. Был разработан проект клуба. По нему предполагалось разместить в здании храма кинозал на 80 мест, при этом экран размещался в алтарной части, гримерные, помещения для кружков, библиотеки и читального зала. Однако клуб так и не появился. До 1943 года в здании церкви располагалась организация ДОСААФ , склады, магазин, кузницу. 

Новое открытие Петропавловской церкви произошло в 1943 году (по другим данным, в 1942 году). Шла Великая Отечественная война. С тех пор Коркинская церковь не закрывалась. В 1950 году уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Челябинской области Н. Якименков писал в отчете о жизни в Коркинском приходе: количество говевших за 1–7 недель поста – 2500 человек, посещаемость в воскресные дни – 250 человек, в будни 50 человек; в Пасху 9 апреля было 2700 человек; 18 апреля в родительский день – 500 человек. Далее Н. Якименко отмечал: « …в течение ряда лет в Коркино и Копейске занимались проповеднической деятельностью всевозможные проходимцы, вплоть до Илии Бобровникова, что также наложило свой отпечаток на некоторый приток верующих к церкви». 

Николай Иванович Бобровников (архимандрит Илия) родился в 1924 году в Башкирии. Сын псаломщика. Участник Великой Отечественной войны. Был ранен. После демобилизации служил псаломщиком в Стерлитамаке. В 1946 году пострижен в монашество. Посвящен в сан иеродиакона. В 1947–1948 годах нес послушание при епископе Челябинском Ювеналии. В 1949 году иеродиакон служил в Коркино. Затем переехал в Троице-Сергиеву лавру. В 1950 году рукоположен в иеромонаха. Служил в Ташкентской, Уфимской, Оренбургской епархиях. Скончался 26 октября 2001 года.

В 1973–1977 гг. и в 1984–1992 гг. настоятелем храма был протоиерей Анатолий Николаевич Мухин. Он родился в 1920 году в городе Харбине. Сын священника. Окончил гимназию с золотой медалью. В 1941 году рукоположен в диакона. Окончил богословский факультет Института святого Владимира. В 1955 году переехал в СССР, попал на целину. Работал трактористом. С июня по ноябрь 1955 года диакон в церкви г. Миасса. Епископом Товием рукоположен в священника. С 1959 по 1963 год – священник Свято-Симеоновской церкви г. Челябинска, затем работал шофером на станции скорой помощи. С 1967 г. — священник церквей Верхнеуральска, Троицка. С 1978 года – настоятель Свято-Симеоновской церкви г. Челябинска, благочинный церквей Челябинской епархии. После 1992 года отец Анатолий был настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Челябинска. Скончался 20 июня 2000 года.

Источники:  http://www.pravgim.ru/images/NPK2015/Охалков_Н.pdf;

https://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_Павла_(Коркино);

Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в г. Коркино/Н. А. Антипин, Н. С. Охалков//Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2015  – Челябинск, 2014. С. 178-184.

2009 год:

2013 год. Скан с панорамы  Google
2013 год. Скан с панорамы Google

2015 год:

2017 год
2017 год
2019 год
2019 год

Сентябрь 2020 года. Фото: Ю. Латышев:

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic