yuvlatyshev wrote in arhistrazh

Category:

Здание паровозного депо

Здание паровозного депо, Верхний Уфалей г., 107 км — выявленный объект культурного наследия (памятник архитектуры и   градостроительства), 1895 г.

Источник: http://www.rupoezd.ru/raspisanie-poezdov-po-stancii-verhnii-ufalei-otpravlenie-pribytie/
Источник: http://www.rupoezd.ru/raspisanie-poezdov-po-stancii-verhnii-ufalei-otpravlenie-pribytie/
Местонахождение: Находится в микрорайоне Железнодорожников, в самом начале ул. Гранильной, в западной части территории железнодорожной станции Верхний Уфалей Южно-Уральской железной дороги
Местонахождение: Находится в микрорайоне Железнодорожников, в самом начале ул. Гранильной, в западной части территории железнодорожной станции Верхний Уфалей Южно-Уральской железной дороги

Историческая справка «Здание паровозного депо»/В.А Черных (Верхний Уфалей):

Здание паровозного депо построено в 1895 году при строительстве железнодорожной ветки Екатеринбург-Челябинск. 

Верхнеуфалейский участок железной дороги Екатеринбург-Челябинск Пермской железной дороги начал действовать с 1 декабря 1895 года, когда открылась перевозка грузов по только что построенной ветке Екатеринбург-Челябинск. К этому времени было почти окончено строительство станционных участков на пути следования поездов, в т.ч. и на станции Уфалей. В начале декабря 1895 года из Екатеринбурга вышел уже не грузовой, а пассажирский поезд, прибывший в Челябинск через 20 часов следования. 

1895 год. Источник: https://pastvu.com/p/531809
1895 год. Источник: https://pastvu.com/p/531809

5 (18) октября 1896 года был издан приказ начальника работ по эксплуатационному отделу о передаче в эксплуатацию с 15 (28) октября 1896 года Западно-Сибирской железной дороги с Екатеринбургской веткой. С этого же дня установлено прямое бесперегрузочное сообщение «Западно-Сибирской дороги с дорогами сети и Екатеринбург-Челябинскою веткою Уральской дороги с применением общих пассажирского и товарного тарифов, а также общего устава Российских железных дорог и всех правил и положений, действующих на дорогах сети.

К моменту открытия движения готовились основательно, уделяя большое внимание развитию социальной инфраструктуры: проложили рельсы, построили станционные здания и сооружения добротно, качественно, в расчете на долгие годы службы. На станции Уфалей введены в эксплуатацию паровозное депо на 3 ремонтных «стойла», водонапорная башня; кроме станционных зданий и сооружений – начальная школа, баня, больница со своим стационаром (амбулатория, здание стоит до сего времени). 

Для машинистов построены дома на каменных фундаментах (многие из них до сих пор поражают уфалейцев своей добротностью, а машинисты были одними из самых зажиточных людей Уфалея); сданы путейские казармы; в описи имущества, переданного в эксплуатацию станционных служащим, значится все, от мебели до карандашей, линейки и папок для хранения документов. 

Здание кирпичное, прямоугольное в плане. Южное (левое) крыло оштукатурено и покрашено, северное – рустовано. С торцов – тройные арочные ворота, декорированные архивольтами с замковым камнем. Между воротами – контрфорсы. По восточному и западному фасадам расположены по 16 высоких, идущих от пола, окон с полуциркульными завершениями, декорированными архивольтами с замковым камнем. По углам и центральной оси – контрфорсы. Плоскость стены завершается ступенчатым карнизом. Крыша стропильная, двускатная, крыта железом, завершается прямоугольным в плане осветительным фонарем с двускатным покрытием из железа. Через здание и вдоль него проходят железнодорожные пути.

В годы Гражданской войны уфалейские рабочие-железнодорожники сформировали особую техническую роту, положившую начало военным железнодорожным войскам Советского Союза. Рота вошла в состав 1-го Уральского Железнодорожного Коммунистического батальона (сформирован на ст. Гороблагодатская, первый командир – И. А. Бобылев, первый комиссар – Н. Ф. Евсеев). С первых дней чехословацкого мятежа уфалейские железнодорожники отправили на фронт под Аргаяш самодельный бронированный поезд

Здесь работал с 1904 по 1911 годы подмастерьем, слесарем член РСДРП с 1905 г. Сергей Витальевич Мрачковский (родился в 1888 году в курганской тюрьме у жены ссыльного революционера Виталия Яковлевича Мрачковского; с 1898 г. семья Мрачковских поселилась в Уфалее). В декабре 1908 г. вместе с Лазарем Терентьевым, Козьмой Витвицким и Павлом Федотовым привел в исполнение приговор партии провокатору, выдавшему полиции Уфалейско-Кыштымскую окружную организацию РСДРП; арестован, но освобожден за отсутствием улик. В 1911 г. переехал с семьей в Екатеринбург, работал разъездным агитатором; член первого Совета рабочих и солдатских депутатов Екатеринбурга, член Уральского обкома РСДРП (б). В 1917-1924 гг. – комиссар Первой Уральской дивизии, начальник красных войск Екатеринбург—Челябинского направления; комиссар Екатеринбург-Челябинского фронта, Сводной Уральской дивизии, 2-й Уральской дивизии, преобразованной позднее в 29-ю стрелковую дивизию, командир Особого Северного Экспедиционного отряда; командир 2-й бригады 51-й стрелковой дивизии. Командующий Приуральским, Приволжским, Западно-Сибирским военными округами, 5-й Армией. Кавалер двух орденов Красного Знамени. С 1927 г. – директор «Госшвеймашины» в Москве. Неоднократно подвергался аресту, находился в ссылке (с 1927 по 1935 гг.); управляющий строительством железной дороги Боровое-Караганда «Казжелдорстроя»; начальник строительства Байкало-Амурской магистрали, железной дороги Караганда-Балхаш. Арестован последний раз в феврале 1935 года. Осужден по первому Московскому процессу – по делу «объединенного троцкистско-зиновьевского центра». Расстрелян 24 августа 1936 г. Реабилитирован в 1988 г.

Машинистом 2-го класса службы тяги ст. Уфалей Пермской железной дороги работал и отец Сергея Витальевича Виталий Яковлевич Мрачковский, один из первых революционеров России – член Южно-Российского Союза рабочих (Одесса, 1875 г.), его брат Леонид Витальевич - с 1914  г. работник службы движения ст. Уфалей (1914-16), Аргаяш (1916-18); председатель ячейки РСДРП (б), РКП (б), организатор и член исполнительного комитета Совета рабочих депутатов ст. Аргаяш, начальник боевой дружины ст. Аргаяш (1917-18); член железнодорожного Совета ст. Уфалей (1917); исполкома железнодорожного Совета, член месткома (1917); ответственный исполнитель по станционным работам (1918); 6.02.1918 получил распоряжение от Челябинского уездного Совета о сборе налогов, хлеба. На собрании, где он выступал с речью, кулаки угрожали ему смертью. 27.05.1918, когда в Аргаяш ворвались белочехи, связался с Екатеринбургом, организовал дружинников к обороне. В годы Гражданской войны – начальник железнодорожных перевозок 29-й стрелковой дивизии 3-й Армии Восточного фронта, комиссар при штабе дивизии, непосредственно вел переброску войск, эвакуацию железнодорожного имущества; руководил всеми железнодорожными операциями в районе действия дивизии с 17.05.1918 по 30.04.1919. Особоуполномоченный при начальнике снабжения 30-й стрелковой дивизии 3-й Армии (1.05.-31.08.1919); демобилизован на транспорт как специалист службы движения 31.08.1919; назначен помощником комиссара службы движения Пермской ж.д.;. с 1921 по 1931 -– помощник начальника службы движения этой дороги.; в 1927 – начальник группы 3-го эксплуатационного отделения ст. Свердловск. С 1931 по 1935 зав. делопроизводством ст. Свердловск в ноябре 1918 получил благодарность по штабу и войскам 29-й стрелковой дивизии за успешную переброску войск на передовые позиции. Исключен из партии 2.12.1927 решением партколлегии ОКР КК ВКП (б) за фракционную работу. Арестован в августе 1936. Сужден к расстрелу 25.03.1937 как участник контрреволюционной троцкистской организации, действовавшей на Свердловской ж.д.. Реабилитирован посмертно 2.09.1958.

Источники: В. Черных. Политссыльные в Уфалее. Уфалейский рабочий, 1988. 14 мая; 

Следственные дела Казанской судебной палаты о членах Уфалейско-Кыштымской окружной организации РСДРП; Справка Центрального Государственного архива Октябрьской революции (ныне - Государственного архива Российской Федерации) от 11 марта 1988 № 266;

 М. В. Морозов. В борьбе за Урал. От Зимнего до перекопа. М. 1979. с. 121.

1900-е годы. Источник: http://ufaleyadmin.ru/htmlpages/Show/history
1900-е годы. Источник: http://ufaleyadmin.ru/htmlpages/Show/history
1920-е годы.
1920-е годы.
1927 год
1927 год
1932 год
1932 год
1960-е годы.
1960-е годы.
1970-е годы.
1970-е годы.
1993 год.
1993 год.
2006 год. Фото предоставлено Е. Казаковым
2006 год. Фото предоставлено Е. Казаковым

2007 год. Фото: Е. Казаков:

2009 год. Фото: Е. Казаков
2009 год. Фото: Е. Казаков
2012 год. Источник: https://trainpix.org/photo/65221/?vid=66677
2012 год. Источник: https://trainpix.org/photo/65221/?vid=66677
2014 год
2014 год
2014 год
2014 год
2018 год
2018 год

2018 год. Фото: Ю. Латышев:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic