yuvlatyshev wrote in arhistrazh

Categories:

Братская могила железнодорожников, погибших от рук белогвардейцев в 1919 году.

Братская могила железнодорожников,  погибших от белогвардейцев. Установлен памятник, Усть-Катавский район, ст. Вязовая, городское кладбище — выявленный объект культурного наследия (памятник истории), 1919, 1962 гг.

Местонахождение: Челябинская область, г Усть-Катав, п Вязовая, городское кладбище
Местонахождение: Челябинская область, г Усть-Катав, п Вязовая, городское кладбище

Памятник на братской могиле – в виде четырехступенчатой усеченной пирамиды (высота 1,5 м; основание 0,7х0,7 м), отлитой из бетона и покрашенной серебряной краской. Усеченная пирамида завершается шпилем с объёмной звездой из нержавеющей стали. Памятник установлен на бетонном стилобате (0,9х0,9х0,1 м). Братская могила выполнена в виде прямоугольника (8,0х3,0 м) рабатки, отлитой из бетона, в которой высажены цветы, кустарники. Захоронение огорожено сварной металлической оградой.

На лицевой плоскости памятника укреплена мемориальная доска из красного оргстекла (0,5х0,3 м), на которой бронзовой краской нанесены фамилии погибших железнодорожников: «Антонов И.М, Гладыщев К.С., Дорофеев В.Ф., Козырев С.Д., Котельников А.А., Лазаренков С.Н., Ликинский Д.М., Марков П.Т., Николаев С.П., Савельев Е.Г. Вечная память павшим за власть Советов в 1919 г.». 

В  первые дни Октябрьской революции Советская власть была установлена во многих городах Южного Урала. В Миньяре, Аше, Катав ‑ Ивановске, Нязепетровске и других городах партия большевиков ВКП(б) пользовалась большим влиянием. В газете «Вперед» от 26 октября 1917 года сообщалось «В Юрюзани 19 октября общее собрание горожан постановило считать своим политическим руководителем партию большевиков и требовать немедленного перехода власти в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов».

Но не дремали и контрреволюционные силы. В ноябре 1917 года атаман Дутов издал приказ по Оренбургскому казачьему войску, призывающий казаков к вооруженному выступлению против Советской власти. Для борьбы с Дутовым были созданы на всех крупных заводах Южного Урала красногвардейские отряды. На Дутовский фронт Катав-Ивановский округ отправил своих добровольцев. Со станции Вязовая ушли 200 человек. Среди них был и двадцатипятилетний Николай Гладышев. К весне 1918 года сопротивление дутовских отрядов было сломлено. Бойцы вернулись домой.

Но уже в мае 1918 года, в Челябинске вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Из Челябинска белочехи развернули наступление на восток (Курганское направление), на запад (Златоустовское направление) и на северо-запад в направлении Екатеринбурга.

В течение года с лета 1918 г. до лета 1919 г. на территории   Катав – Ивановского района хозяйничали колчаковцы. Этот кровавый год стоил жизни многим. Об этом напоминают скромные обелиски, установленные на местах расстрелов и на братских могилах в Катав-Ивановске, Юрюзани, Усть-Катаве, Минке и Вязовой. 

Летом и в первой половине осени 1918 года главным фронтом Советской республики был Восточный фронт. Военные силы интервентов, значительно превосходили по своей численности вооруженные отряды Советской республики. Белочехи отрезали от центра страны важные продовольственные районы — Поволжье, Сибирь. Чехи захватили Челябинск и крупные населённые пункты. Станцию Вязовую заняли чехословацкий бронепоезд и эшелон солдат. Одновременно были заняты Новониколаевск, Пенза, Томск, в них установилась белогвардейская власть. 

Началась расправа над людьми. Многие партийные и советские работники были расстреляны или брошены в тюрьму. Разрозненными группами уходили защитники из родных посёлков в окрестные леса. В то время Урало-Сибирское Бюро ЦК направляло большевиков для подпольной работы в тылу врага. Были организованы партизанские отряды в Юрюзань – Ивановском и Катав-Ивановском заводах. Из Златоуста на станцию Вязовая по заданию подпольного комитета был прислан уроженец Юрюзанского завода Александр Афанасьевич Жилов. Работая слесарем в депо, он создал группу подпольщиков из местных жителей. В состав подпольного комитета станции Вязовая входили паровозный машинист Николай Романович Хардин (Волгин), его жена Васса Максимовна, телеграфист Василий Федорович Дорофеев, кондуктор Степан Дмитриевич Козырев, сторож вокзальной водогрейки Андриан Алексеевич Котельников и другие железнодорожники.

Главной задачей подпольщиков была дезорганизация работы транспортной системы. В буксы готовых к отправке поездов засыпали песок, устраивали крушения (сходы вагонов на станционных путях) портили оборудование водонапорной башни. Вели агитационную работу среди солдат Белой гвардии, подбрасывали листовки с призывами переходить на сторону Красной армии. 

Из белогвардейской сводки за 17–23 апреля 1919 года: «На фронте в значительном количестве распространяются большевистские прокламации, из коих видно, что печатались они в Челябинске. Кроме фронтовых частей прокламации эти попадают и во вновь формируемые части войск».

 В ответ на подпольную работу колчаковское командование объявило территорию железной дороги на осадном положении, в горнозаводский район Южного Урала были направлены карательные отряды атамана Анненкова, отличающиеся особой жестокостью. В июне 1919 года станцию Вязовую окружили каратели под командованием подпоручика Демьяна Михайловича Мельникова. 

Карательный отряд в количестве 250 человек оцепил станцию Вязовая и произвел аресты рабочих-железнодорожников с обысками. Были арестованы 48 человек. После жестоких истязаний часть рабочих была отправлена в Юрюзанский завод. Остальные отпущены по домам, но 12 июня после вторичного ареста также отконвоированы в арестный дом Юрюзанского завода члены подпольного комитета станции Вязовая. В ночь с 12 на 13 июня 10 рабочих-железнодорожников – Козырев Степан Дмитриевич -кондуктор, Николаев Степан Петрович -телеграфист, Гладышев Кузьма Семенович, Антонов Иван Моисеевич — стрелочник, Дорофеев Василий Федорович  — телеграфист, Савельев Ефим Петрович — составитель поездов, Ликинский Дмитрий Михайлович, Котельников Андриан Алексеевич -сторож вокзальной водогрейки, Лазаренков Семен Никитьевич -рабочий пути, Марков Павел Терентьевич – под усиленным караулом белогвардейцев были отправлены из Юрюзанского завода по направлению к д. Первухе. После страшных пыток все были казнены в овраге у горы Большая Смольная. Среди них был и Кузьма Семёнович Гладышев - машинист станционной водокачки. 

Из семейной хроники семьи Гладышевых ... 

Гладышев Кузьма Семенович родом из села Толстовка Самарской губернии приехал с семьей на Урал в конце девятнадцатого века на строительство Самаро-Златоустовской железной дороги. На станции Вязовая построил дом, растил детей и внуков. В семье Кузьмы Семеновича было шесть сыновей ‑ Николай, Федор, Аким, Порфирий, Алексей, Анфим (слепой от рождения). 

Жизнь Кузьмы Семеновича была связана с железной дорогой. И сыновья пошли по его стопам - работали в депо. Телеграфистов Фёдора, Николая и Акима называли «слухачами» - кроме телеграфного аппарата они могли принимать азбуку Морзе на слух. 

В 1918 году Кузьме Семеновичу было 60 лет, он работал машинистом на станционной водокачке. Революцию принял спокойно. Сын Николай воевал на Дутовском фронте вместе с другими добровольцами. Фёдор и Аким остались дома. У них были большие семьи. 

В июне 1919 года Кузьма Семенович был арестован по доносу. Карательный отряд атамана Анненкова, отличался особой жестокостью в подавлении подпольного движения. Во время прихода карателей сыновья К. Гладышева скрылись в лесах и избежали расправы. Жители Вязовой никогда не переживали такого ужаса. Каратели не щадили ни женщин, ни молодых, ни стариков. Караульный отряд рыскал по лесам, отыскивая новые жертвы. 

Из доклада командиру корпуса: 

«Родственники скрывающихся большевиков арестованы, но показаний никаких не дали, отвечая на все вопросы – «не знаю». Прошу Вашего разрешения принять по отношению к семьям большевиков репрессивные меры, согласно приказу Верховного Правителя и Главнокомандующего от 14 мая с.г. за номером 131».

Кузьма Семенович погиб на горе Смольной вместе с другими железнодорожниками. Вся «вина» К. Гладышева состояла в том, что его сын Николай воевал на стороне красных, остальные сыновья поддерживали Советскую власть. 

16 июля 1919 года родные погибших железнодорожников на телегах вывезли их на станцию Вязовую и похоронили в братской могиле на местном кладбище. Был установлен памятник из листового железа. 

В 1962 году была проведена реставрация памятника. В том же году на горе Большой Смольной был так же установлен памятник погибшим железнодорожникам в виде усеченной пирамиды, отлитой из бетона и покрашенной серебряной краской  с  надписью:

«Здесь в ночь с 12 на 13 июня 1919 г. карательным отрядом белых были зверски замучены железнодорожники станции Вязовой.

Гладышев Кузьма Семёнович

Дорофеев Василий Федорович

Козырев Степан Дмитриевич

Котельников Андриан Алексеевич

Лазаренков Семен Никитьевич  

Ликинский Дмитрий Михайлович

Марков Павел Терентьвич

Николаев Степан Петрович

Савельев Ефим Петрович

Антонов Иван Моисеевич

Здесь же были казнены юрюзанцы:

Игнатов Иван Иванович

Кузнецов Федор Дмитриевич 

Полушкин Петр Михайлович

Сырцев Николай Наумович

Источники: http://укго.рф/node/41;

https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/01/26/grazhdanskaya-voyna-1918-1919g-na-stantsi

Объект капитального строительства (ОКС) с кадастровым номером 74:39:0211003:201 находится в 74 - Челябинский (округ), 74:39 - г.Усть-Катав (район), 74:39:0211003 (квартал).  Зарегистрированный тип ОКС –  сооружения исторические: братская могила железнодорожников, погибших от рук белогвардейцев в 1919 году. Адрес, указанный в Росреестре - Челябинская область, г Усть-Катав, п Вязовая. Указанная в Росреестре форма собственности для объекта 74:39:0211003:201 – муниципальная. Кадастровая площадь объекта 74:39:0211003:201 составляет 20 кв. м.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic