Categories:

Вокзал железнодорожный ст. Вязовая

Вокзал железнодорожный ст. Вязовая, Усть-Катавский район, ст. Вязовая, ж/д. ст. Вязовая — выявленный объект культурного наследия (памятник архитектуры и градостроительства),  1890 г.

Местонахождение: Усть-Катавский район, ст. Вязовая
Местонахождение: Усть-Катавский район, ст. Вязовая

Станция появилась в 1890 году на 791 версте от Самары при строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги для обслуживания металлургических предприятий. В этом же году на станции было построено одноэтажное здание вокзала. Автор проекта неизвестен. 

В «Отчёте по эксплуатации Самаро-Златоустовской железной дороги» за 1898 год про вокзал отмечалось: «Пассажирское здание кирпичное. Имеются залы трёх классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, кухня буфета, комнаты для мужчин, сени парадные, ламповая». Здание вокзала было построено на пологом берегу реки Юрюзань, и ввиду заболоченности местности его установили на сплошной каменной «подушке» высотой около полутора метров.

В конце XIX века станция Вязовая была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. В девяти верстах от неё находился Юрюзанский завод, бывший в аренде у князя Белосельского. Завод производил сортовое и котельное железо, выделку железнодорожных скреплений и мостов. В двадцати семи верстах располагался Катав-Ивановский рельсопрокатный и железоделательный завод того же князя. Этот завод считался одним из самых рентабельных среди всех уральских горных заводов. Он вырабатывал в год свыше миллиона пудов рельсов (экземпляр части рельса этого завода сейчас находится в музее истории ЮУЖД).

 В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге» (1901—1902) ст. Вязовая посвящено несколько строк: «...в 9 верстах Юрюзанский чугуноплавильный и железоделательный завод (7896 душ обоего пола). На заводе 3 доменные печи, 12 сварочных печей и 8 прокатных станов». То есть через станцию предполагалось осуществлять железнодорожное обслуживание металлургических предприятий. В  1903—1905 годы отведена Катав-Ивановская железнодорожная ветка. 

Наружная облицовочная кладка стен вокзала признана замечательным образцом русской архитектуры конца XIX — начала XX века. 

В «Путеводителе по Советскому Уралу» о Вязовой говорится как об одной из лучших и благоустроенных станций. 

Некоторое время большую часть вокзала занимал ресторан, который в конце 1960-х годов был закрыт. 

В 1970-х годах на станции имелись пункт технического осмотра вагонов, локомотивное депо, дистанция пути, узел связи, больница, товарная и багажная контора.

В 2005 году закончилась реконструкция. Полностью обновили интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и элементы декора остались в первозданном виде. Вокзал вмещает до ста человек. 

В 2005 году вокзал был реконструирован. Здесь полностью обновили внутренний интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и все элементы декора остались в первозданном виде.

Название населенного пункта Вязовый в переводе на русский язык башкирского топонима «карамалы» (ибо «карамал» по-башкирски «вяз»). Получили поселок и станция такое название от речки, что течет возле поселка и впадает в Юрюзань. Именно Юрюзань является одной из главных достопримечательностей поселка. За время своего существования эта норовистая река проточила в холмистой долине очень извилистое русло. Берега изобилуют отвесными утесами и скалистыми грядами. Их туристы так и называют — «Вязовские скалы». На этих отвесах охотно тренируются местные альпинисты.

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вязовая_(станция);

http://chel-portal.ru/enc/stanciya_vyazovaya;

http://www.карта74.рф/tourism/sights/vyazovaya_stanciya/;

http://www.rzd-expo.ru/history/Arhitektura%20rossiyskih%20vokzalov/?

2006 год
2006 год
2006 год. Фото предоставил Е. Казаков
2006 год. Фото предоставил Е. Казаков
2007 год. Фото предоставил Е. Казаков
2007 год. Фото предоставил Е. Казаков

2008 год. Фото из музея истории ЮУЖД:

2009 год. Фото предоставил Е. Казаков
2009 год. Фото предоставил Е. Казаков
2010 год
2010 год
2013 год
2013 год

2015 год:

Фото предоставил Е. Казаков
Фото предоставил Е. Казаков
Фото предоставил Е. Казаков
Фото предоставил Е. Казаков
2015 год
2015 год
2016 год
2016 год
2017 год
2017 год


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic