yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Дом Колбина

Дом Колбина (Городская дума / Трамвайно-троллейбусное управление), г. Челябинск, ул. Труда, 66 - объект культурного наследия регионального значения.



Улица Сибирская. До 1905 года. Источник: Старый Челябинск в открытках и фотографиях. Челябинск, Каменный пояс, 2008.





Местонахождение: г. Челябинск, ул. Труда, 66

Дом Колбина

Дом был построен в 1873 – 1874 годах купцом Василием Арсеньевичем Первухиным. В «Раскладочной ведомости налогам с недвижимых имуществ» на 1873 год есть такая запись: «Вновь выстроенный каменный двухэтажный дом, при нем полукаменный флигель…», причем имеется уточнение: «Старое строение сломано, а новый дом еще не достроен». В период строительства нового дома купец с семьей жил в деревянном доме, расположенном рядом, на соседнем дворе – он также принадлежал ему. В 1880-х годах, в достроенном виде, здание описано так: «Дом каменный двухэтажный, на заднем плане с мезонином. Внизу 4 комнаты и подвал с выходом на двор, вверху 7 комнат, в мезонине 3 комнаты».

Дом, построенный купцом Первухиным, обозначал наряду с домами Овсянкина, Каширина, переход к новому этапу развития центра Челябинска. До этого каменные двухэтажные жилые здания в городе строились, но были они весьма утилитарны и практически не имели внешнего декора. Ярким примером этого служит сохранившийся дом Мотовилов (Цвиллинга, 5), возведенный в начале 1840-х гг. Первухинский дом положил начало застройки центра Челябинска достаточно большими каменными (иногда полукаменными) зданиями с декорированными фасадами.

В начале 1880-х годов Василий Арсеньевич скончался. После его смерти дом остался за наследниками. В 1901 году его вдова, Елизавета Васильевна, продала усадьбу Василию Михайловичу Колбину. Характерно, что мезонин есть описании 1901 и 1905 годов и упоминается в «Раскладочных ведомостя» более поздних, вплоть до 1916 г., но его нет на известных поздних снимках. В документах о муниципализированных здания 1927 г. размеры дома по нижнему этажу указаны как 13,0 х 8,0; 5,5 х 2,5; 4,0 х 2,0 сажен. Кроме самого дома, на дворе были каменные и деревянные надворные постройки: каретник, конюшни, погреб, 5 амбаров.



Колбин Василий Михайлович [1854 – 13(26).04.1911] из рода коренных казаков Челябинской крепости. Отличался деловой инициативой, перешел в купеческое сословие. В начале 1890-х гг. по подрядам вел разработку каменных карьеров под Челябинском, строил доходные дома. В 1902 г. построил маслобойный завод (ныне район ЧГРЭС). В 1903 г. купец 2-й гильдии Колбин подал прошение в думу городскую о постройке “завода электрической энергии” (электростанции). В 1905 г. этот завод, построенный на колбинском подворье по ул. Сибирской (ныне ул. Труда, 66), начал работать. Электрические фонари освещали 3 главных улицы города: Сибирскую, Уфимскую (ныне ул. Кирова), Большую (ныне ул. Цвиллинга). В 1904 г. Колбин обратился в думу за разрешением на постройку телефонной станции, 20 января 1906 г. телефонная сеть общего пользования введена в строй. Колбин в течение многих лет избирался гласным городской думы, в 1901 г. – председателем Вольного пожарного общества. При обществе был создан оркестр, в составе которого Колбин иногда играл на виолончели. Сбор средств от выступлений оркестра на городских мероприятиях шел на развитие пожарного дела. Колбин осуществил строительство 2-го этажа здания соборной церковно-приходской школы, 1-го мужского приходского училища, ремесленной школы. Участвовал в строительстве храмов. В 1905 г. за деятельность по развитию народного образования в Челябинске Колбин получил Почетную грамоту от попечителя Оренбургского училищного округа. Тогда же Высочайшим повелением государя-императора ему было присвоено звание личного почетного гражданина. Колбин был похоронен в 1911 г. на городском кладбище, где им был построен придел Казанско-Богородицкой церкви. После смерти Колбина (13 апреля 1911 г.) дом был выставлен на торги. Городской глава Семеин В.А. по поручению городской думы приобрёл в апреле 1913 г. за 40 тысяч рублей «дом Колбина с местом и семью надворными постройками» для размещения городской думы.

Дом Колбина

Дом Колбина

Дом Колбина

Дом Колбина

Дом Колбина

Дом Колбина

Дом Колбина

Дом расположен по красной линии ул. Труда и активно участвует в формировании ее архитектурного облика. Историческое здание Г-образное в плане, 2-х этажное, с цокольным этажом, подведенное под единый карниз и ориентированного главным, южным, фасадом по ул. Труда по оси запад-восток. Со стороны бокового, восточного фасада к зданию примыкает одноэтажный, с цокольным этажом прямоугольный объем с главным входом в здание и главной лестницей. В процессе еще дореволюционных перестроек, вероятно, в связи с превращением жилого дома в присутственное место, здание обросло дополнительными объемами – пониженным, одноэтажным с цокольным этажом объемом, примыкающим с востока к выступу основного объема здания в его северо-западной части; одноэтажным, с цокольным этажом прямоугольным объемом, примыкающим к левому (восточному) флангу северного фасада основного здания. К западному фасаду также примыкают два прямоугольных лестничных пристроя с дополнительными входами в здание.. В настоящее время исторический облик дворового, северного, фасада, искажен одноэтажной кирпичной пристройкой. Здание поставлено на бутовом фундаменте, выстроено из кирпича, стены оштукатурены и окрашены. Междуэтажные перекрытия плоские, деревянные, за исключением сводов на распалубках в западной части цокольного этажа. Здание крыто стропильной крышей с деревянными стропилами и металлической кровлей.
Декоративно оформлены лицевые, южный и западный фасады. Главный, южный, фасад имеет симметричную композицию в 9 оконных осей, с мерным ритмом оконных проемов. Фасад расчленен по горизонтали рустованными лопатками на три прясла по 3 оконной оси в каждом. Рустованной огибающей лопаткой закреплен также угловой стык южного и восточного фасадов. Окна цокольного этажа – небольшие, прямоугольные, с лучковыми перемычками, заключены в трехсторонние профилированные наличники. Декор цокольного этажа сформирован рисунком профилированных штукатурных тяг: тянутые штукатурные филенки между оконными проемами, имитация веерного замка над оконными проемами. Цокольный этаж отделен междуэтажным карнизом. Стена первого этажа декорирована штукатурным ленточным рустом. Окна первого этажа – вертикально вытянутые, прямоугольные, с лучковыми перемычками, заключенные в трехсторонние профилированные штукатурные наличники. Окна оформлены штукатурными подоконными досками с прямоугольными ширинками и надоконными сандриками-бровками со свисающими по бокам окон лентами с кистями-гроздьями. Между сандриком и окном заключен лепной декор в барочном духе – растительные плетения, обрамляющие головку. Цветочная гирлянда украшает и подоконные ширинки. Профилированная тяга разделяет первый этаж и фриз. Раскрепованный фриз с прямоугольными плитами, с размещенными между ними лепным декором – розетками в ширинках. Стену венчает профилированный карниз. Композиция бокового, западного, фасада симметрична – стена расчленена рустованными лопатками на три прясла, среднее из которых шире – в три оконные оси, и боковые – в две. Однако асимметрично его архитектурно-декоративное решение – оформление его правого, южного, фланга, аналогично главному фасаду, включая и габариты оконных проемов. Он выделяется своим декоративным богатством на фоне остальной части фасада. Такая асимметрия связана с внутренней планировкой – вдоль западного фасада размещались парадные залы, что было подчеркнуто и архитектурно-декоративным решением на фасадах здания. Вероятно, аналогичное решение имел и левый, южный фланг противоположного восточного фасада до того, как был пристроен дополнительный лестничный объем, о чем свидетельствует сохранившийся фриз. Остальная часть фасада – уже в два этажа. Цокольный этаж отделен междуэтажным карнизом, первый и второй этажи разделены профилированной тягой. Окна цоколя, первого и второго этажей заключены в трехсторонние профилированные наличники. Под окнами первого и второго этажей – штукатурные подоконные доски с прямоугольными ширинками. Стена завершена профилированной подкарнизной тягой и карнизом.

Декоративное решение двухэтажного с цокольным этажом северного, дворового, фасада, как и примыкающих одноэтажных объемов, сдержанно и, за малым исключением, идентично. Стена расчленена по вертикали междуэтажным карнизом между цокольным и первым этажом (частично утрачен) и штукатурной тягой между первым и вторым этажом основного корпуса, переходящей в профилированную подкарнизную тягу дополнительных объемов. Прямоугольные окна с лучковыми перемычками заключены в профилированные трехсторонние наличники. Окна на фасаде выступа основного объема оформлены также штукатурными подоконными досками с прямоугольными ширинками, аналогично западному фасаду (на первом этаже утрачены). Стена фасада основного здания завершена профилированной подкарнизной тягой и профилированным карнизом (частично утрачены), на стенах стены одноэтажных объемов – профилированная подкарнизная тяга. Облик фасада значительно искажен изменениями габаритов и расположения оконных проемов, о месторасположении и габаритах исторических окон свидетельствуют сохранившиеся фрагменты наличников, а также искажен кирпичным пристроем на восточном фланге.

Декоративное решение лицевого фасада бокового (восточного) объема с главным входом в здание весьма скромно – межэтажная штукатурная тяга, трехсторонний гладкий штукатурный наличник высокого прямоугольного окна с декоративным замком, фигурная парапетная стенка с квадратными филенками на флангах. Еще более скромно решение восточной стены – межэтажная штукатурная тяга членит фасад по вертикали. Окна цокольного этажа почти квадратные, с лучковым завершением в гладких наличниках, окна первого этажа – прямоугольные, с лучковым завершением, в профилированных трехсторонних наличниках и с подоконными досками с ширинками. Декор чуть выступающего объема входа на левом фланге фасада завершен профилированным поясом. Ось главного фасада акцентировалась раскрепованной аттиковой стенкой с центральной повышенной частью плавного фигурного очертания и со слуховым окном в центре, обрамленным орнаментом. Лопатки фиксировали фланги стенки и фланкировали центральную часть. По осям лопаток стенка увенчивалась вазонами. Над кровлей здания поднимались парапетные столбики с филенчатыми выемками на стенках и увенчанные вазонами. Сохранился также фрагмент въездных ворот, примыкавших к восточному флангу лицевого фасада: два идентичных столба, квадратные в плане, кирпичные, облицованные гранитным рустом, поставленные на цоколь и завершенные тумбами, на которых когда-то стояли вазоны. К западному флангу лицевого фасада примыкает сохранившийся фрагмент ограды: кирпичная оштукатуренная стена, поставленная на цоколь и завершенная карнизом, с лучковым входным проемом, а также ограничивающий ее столб, аналогичный столбам въездных ворот. Как показывает историческое фото, в лучковом проеме располагались входные двери – распашные деревянные филенчатые, с резным декором, который также украшал и глухую фрамугу. Аналогичные двери оформляли и восточный вход.

Историческая планировка интерьеров здания сохранилась лишь частично. Прежде всего, в объемном решении сохранено типичное для особняков членение на парадные и жилые апартаменты, при котором парадные апартаменты располагались со стороны лицевого фасада и были решены в один высокий этаж, в то время как жилые помещения располагались со стороны дворового фасада и имели два невысоких этажа. Выделение парадных залов легко читается и на современном плане первого этажа. В восточном пристроенном объеме располагался парадный вход и главная лестница на второй этаж, вероятно деревянная. Внутренняя лестница соединяла все этажи, в т.ч. цокольный. Сохранились также лучковые перемычки проходов в капитальных стенах этажей основного объѐма. Из декора интерьеров сохранились лепной декор плафона углового, юго-западного, зала первого этажа, варьирующий тему виноградных гроздьев с листьями и цветочных гирлянд. Сохранились также штукатурные потолочные карнизы и плафонные рамки в помещениях первого этажа. Т.о., здание можно назвать характерным примером эклектики, игравшей определяющую роль в стилевом решении челябинских жилых и общественных зданий в последней трети 19 – начале 20 вв. Прежде всего, об этом свидетельствует «барочный» характер декора главного фасада и сохранившийся декор интерьеров. Здание представляет собой редкий хорошо сохранившийся образец крупного купеческого особняка рубежа 19 – 20 вв.





Дом Колбина

В первых числах ноября 1917 года в этом здании состоялось заседание городского комитета РСДРП с активом. На заседании обсуждалось и было одобрено решение ЦК РСДРП от 10 октября о подготовке к вооруженному восстанию. Было принято решение о подготовке к вооруженному восстанию в Челябинске. В память об этом событии на здании установлена мемориальная доска.

Дом Колбина




Данный объект культурного наследия обладает большим историко-культурным потенциалом, что обусловлено целым рядом обстоятельств:

1. Дом связан с именами золотопромышленника В.А. Первухина и купца В.М. Колбина, оставивших (особенно последний), значительный след в истории Челябинска как предприниматели и общественные деятели. Здание также связано с историей дореволюционного городского самоуправления и деятельностью Городской думы, располагавшейся в доме в 1913 – 1917 гг. Именно во дворе этого дома по инициативе В.М. Колбина была построена первая в Челябинске электростанция, а затем, на ее месте, по инициативе городской думы – первая тепловая электростанция.

2. Здание является одним из ключевых архитектурных элементов исторического ядра г. Челябинска. Представляет редкий образец сохранившегося крупного купеческого особняка последней трети 19 – начала 20 вв. Здание в значительной мере сохранило объемную структуру и аутентичное архитектурно-художественное решение.

3. Здание имеет историко-культурный потенциал именно как общественное и общедоступное здание и, исходя из его исторической и мемориальной ценности, прежде всего как музейный объект. Его потенциал может быть в значительной мере увеличен в случае использования его в комплексе с прилегающим зданием электростанции, с которым он связан исторически.

Источники: Челябинск: Путеводитель по историко-революционным местам города. Челябинск, ЮУКИ, 1965;
Памятники истории Челябинской области: Справочник. Челябинск, ЮУКИ, 1990, с. 25-26;
Боже В. Дом для городских властей/газета «Вечерний Челябинск», февраль 1997;
Каплан А. Л. Челябинское вольно-пожарное общество: Крат. ист. справка // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1998. Вып. 2;
Рохацевич Е. Б. Память рода //Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1998. Вып. 2;
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=716;
http://community.livejournal.com/chelchel_ru/72639.html;
http://chelchel-ru.livejournal.com/72710.html
http://community.livejournal.com/chelchel_ru/118336.html;
http://chelchel-ru.livejournal.com/143619.html;
http://chelchel-ru.livejournal.com/228241.html;
Объект культурного наследия регионального значения «Городская дума / Трамвайно-троллейбусное управление» (Решение исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 20.09.1977 г. № 371), расположенного по адресу Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, 66//ПРОЕКТ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ/Конышева Е.В, Самигулов Г.Х. - 2017 год.

Tags: Колбин, Челябинск, объект культурного наследия, улица Труда
Subscribe

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Ненужное наследие . Часть 3

    10 лет на складе управления делами губернатора (Юревича, Дубровского и Текслера) Челябинской области пылятся части панно из каслинского литья —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments