yuvlatyshev wrote in arhistrazh

Categories:

Четвёртая соборная мечеть

Мечеть нижнего   рынка (четвёртая соборная мечеть), Челябинская область, г. Троицк, ул. им. братьев   Малышевых, 34 — выявленный объект культурного наследия (1878 г.).

Октябрь 2019 года. Фото: Ю. Латышев
Октябрь 2019 года. Фото: Ю. Латышев
Местонахождение: Челябинская область, г. Троицк, ул. им. братьев   Малышевых, 34
Местонахождение: Челябинская область, г. Троицк, ул. им. братьев Малышевых, 34

Четвёртая соборная мечеть (Нижнебазарная, Валеевская) — каменная мечеть построена Мухамади Абдулвагаповым в 1878 году на Нижнем базаре во второй части города на Нижегородской улице (ныне — угол ул. Советской и Бр. Малышевых).  Название Валеевская получила по имени купца Мухамметжана Валеева содержавшего её. 

Мысль о её строительстве возникла у троичан ещё в начале 1870-х гг., однако она встретила сопротивление со стороны губернских властей, отказавших просителям под надуманным предлогом. Лишь обращение в Правительствующий Сенат, указавший Оренбургу на нарушение закона и предписавший «губернскому правлению войти вновь в размотрение ходатайства магометанского общества г. Троицка…» позволило устранить это препятствие. Новый храм представлял типичный для города тип каменной мечети с наземным минаретом. Входили в храм через его нижний ярус, служивший одновременно холодной прихожей. Здесь верующие оставляли  обувь - пол в молельном зале был покрыт ковром и кошмами обшитыми сукном. 1-этажное здание имело 18 окон, стрельчатые проёмы которых имели килевидное обрамление, а естественное освещение дополнялось (с самого нач. XX в.) электрическим - большой люстрой.  Мечеть была украшена железным куполом и стройным 1-ярусным минаретом с высоким шпилем и традиционными позолоченными яблоками и  полумесяцами. Пожалуй, именно они, наряду с формой оконных проёмов и ворот ограды двора (площадью 400 кв. сажен), являли попытку соединения принципов европейской архитектуры и отдельных элементов стиля «oriental». Небольшая мечеть органично входила в комплекс ансамбля Пассажей Торгового дома А.А. Бакирова и ТД «бр. Яушевы» (и других крупных магазинов в этой части Зарубинского переулка), но с утратой изящного, стройного минарета (имевшего для муэдзина круговой балкон с кованой оградой) потеряла композиционное значение. Соседством с Пассажем Яушевых  и их покровительством объясняют роскошь интерьеров храма, но это заблуждение. Яушевы построили свой магазин через 30 лет после мечети, а ей попечительствовали известные купцы Валеевы. Фазылжан Валеев вместе с семьёй перебрался в Троицк из-под Казани (дер. Иске Изюм) в сер. 2-й пол. XIX в. Занявшись успешно бакалейной торговлей, вырос до купца I гильдии, с сер. 1880-х гг. и до самой смерти состоял гласным городской думы. Валеев же и открыл при опекаемой мечети в качестве вакуфа 9 торговых лавок. Кроме того, мечеть владела 3 зданиями по адресу – ул. Нижегородская, №79.  Близость Нижнего базара – центра деловой жизни Троицка на рубеже XIX - XX вв., сказывалась не только на количестве прихожан (перед Первой Мировой войной их насчитывалось более 1 тыс. чел. - 500 душ мужского, 515 женского пола), но и на их состоятельности.    

При мечети в 1877 г. были открыты мектеб, затем медресе. В 1878  г. старшим имамом мечети и мударрисом был утверждён троицкий мещанин Дж. Субханкулов. Как пишет Д.Н. Денисов, Джамалетдин бин Субханкул бин Иманкул бин Махмуд родился в дер. Ургагары Марасинской волости Спасского уезда Казанской губернии в 1830 г. На его могильном камне, что на старом троицком кладбище, написано «Мелла Жамаледдин бине  мелла Собханкол, 75 яшендэ вафат» (дата рождения соответствует 1817 году рождения от р.Х.), на другой стороне плиты - «Дамелла Жамалетдин Собханкол углы, hижра елы 1309, мэсжид эр-рабиг», т.е., согласно эпитафии, он 1817/18 года рождения. Это совпадает с данными троицкой исследовательницы, Фидалии Рафиковой: «в метрической книге 4-й мечети от 22.01.1892 г. есть запись: „мулла Жамаледдин бин Субханкул бин Иманкул умер от менингита в возрасте 74 года”». Текст на могильном камне ценен тем, что из него можно узнать: «Джамаледдин сын Субханкула, из Мамадыша, учившийся в Бухаре, имам в 4-й и 6-й мечетях, дамулла „медресе Джамаледдина Субханкулова“».  Здесь имеется в виду, что до получения высшего богословского образования, Дж. Субхакулов учился в духовных училищах дер. Маскара Малмыжского уезда Вятской и дер. Сатышевой Мамадышского уезда Казанской губерний. Полученное в Поволжье образование он почти 20 лет совершенствовал в Бухаре, сначала учился у кази-колона - верховного шариатского судьи эмирата, дамеллы Абдушшукура бин Абдуррасула, у Хасана бин Халя, других известных богословов, сам вошёл в число признанных учёных. При этом, именно Субханкулов, несмотря на своё классическое «бухарское образование», в своём медресе первым в городе начал проводить преобразования, направленные на преодоление схоластики, слепого следования авторитетам, на привитие учащимся способностей к самостоятельному мышлению, критической работе с богословской литературой. Для этого он использовал вполне традиционный метод диспута (моназара). Достаточно будет упомянуть, что у него (в Бухаре и в Троицке) обучались многие известные в будущем троицкие и уфимские имамы, мударрисы и хальфы (Ахмат хаджи и Мухаммеджан Абдулзагировичи Рахманкуловы, Хужаджан Яруллин, хальфа Халил Зайни, Мухамматгариф Рамеев, упомянутый Мухаммад-Сабир Хасанов и др.). Сама личность наставника, список учеников, в числе  которых не только знатоки исламских наук, но и известные педагоги, внедрявшие в своих заведениях «усул-и джадид»,  дают нам право высказать предположение о том, что училище Дж. Субханкулова являлось первопроходцем среди медресе (как минимум, края), в деле подготовки, пусть и косвенно, из шакирдов будущих педагогов (чем в дальнейшем и прославятся мусульманские школы города). Конечно, мы не можем назвать «медресе Жамалитдин-хазрата» новометодным, джадидистким, но, оно являлось предтечей новометодных кол, т.к. уже порвало с догматизмом, средневековой мертвечиной в деле обучения грамоте… 

Вскоре на помощь Дж. Субханкулову указом №1982 от 11 июня 1879 г. назначили «муазином» и мугаллимом Мухамматлатифа Хисаметдинова (1833-1915). 23 февраля 1887 г. указом №886 имамом и мугаллимом был назначен троицкий мещанин Мухаммедшариф Субханкулов (скончался в 1918  г.). Его биография ждёт подробного исследования, т.к. в эпитафии он назван мурзой и шейхом «эн-нэкышьбэнди». После кончины Дж. Субханкулова, на знаниях и авторитете которого (как мы предполагаем) собственно и держался высокий статус медресе, основанное им учебное заведение продолжало существовать в ранге «рушдия», а его прежнее название постепенно стёрлось в народной памяти. Ведь за 30 лет, прошедших после кончины имама и до начала советского времени, страна пережила три войны, три революции, массу других социальных катаклизмов…

С 25.01.1894 г. имамом мечети и мударрисом медресе стал служить Хужаджан Яруллин (1844 – 1900) – уроженец дер. Сатышево Мамадышского уезда Казанской губернии. Дж. Субханкулов в юности учился у его отца – Джаруллы бин Бикмухаммата ат-Сатыши. Теперь сам Хужажан получил образование, сначала у Дж. Субханкулова, потом в медресе З. Расулева и стал его мюридом… 

После закрытия медресе при мечети делались попытки продолжать образовательную деятельность, учителем с 27.10.1925 г. работал Ахмед Усманович Бикматов (1868 – 1936), бывший муэдзин Первой («Главной») мечети, служивший имамом и мугаллимом (с 1894 г.) в медресе «Ахмадия». В 20-х гг. он писался уже «сторожем мечети №1». Ему удалось умереть в своей постели, лишь оставив духовную службу и уехав к сыну в Подмосковье. После ужесточения обязательных требований власти к ученикам – «не менее 14-летнего возраста и окончание советской школы I ступени», в мечети 14.01.1927 г. начал преподавание «мусульманского вероучения по желанию» Абдулахат Яруллин, «из мещан, живущий по ул. Советской, №74». Правда, рискнули отдать детей учиться только 9 семей из бывшего прихода. Через год А. Яруллин был лишен избирательных прав, мечеть закрыта (в 1928 году), а бывший её имам был изгнан из дома. С многочисленной семьей он ютился у родственников жены в приспособленной бане, нанимаясь на случайные работы в поисках пропитания. В 1938 г. был арестован, репрессирован, дальнейшая его судьба неизвестна.

По данным ОГАЧО, в 1930 году мечеть была отдана  под общежитие для рабочих. 

1934 год. Из фонда Троицкого краеведческого музея
1934 год. Из фонда Троицкого краеведческого музея

В годы Великой Отечественной войны здание использовалось школой авиамехаников. Ныне лишена минарета и купола и занята службами Троицкого электромеханического завода.  

Из презентации Д. Белоусова
Из презентации Д. Белоусова
2009 год. Фото: Д. Белоусов
2009 год. Фото: Д. Белоусов
2009 год
2009 год
2013 год. Скан с панорамы  Google
2013 год. Скан с панорамы Google

Фотографии Ю. Латышева, июнь 2014 года:

Фотографии Ю. Латышева, апрель 2015 года:

Фотографии Ю. Латышева, ноябрь 2017 года:

Фотографии Д. Белоусова, июнь 2019 года:

Фотографии Ю. Латышева, октябрь 2019 года:

Фотографии Д. Белоусова, январь 2020 года:

Источники: 

Р. Гизатуллин. Из истории медресе при мечети №4 г. Троицк (1877 – 1919)//Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с международ. учпастием), Троицк, 6 июля 2018 года / под ред. И.И. Аносова; сост. Н.Е. Гавриш, А.Б. Юнусова, Э.З. Ягнакова, Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2018. СС.57-69.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0;

Троицкий городской округ:энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2013. 



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic