

Местонахождение: г. Челябинск, ул. Российская, 34





1933 год
В построенном ориентировочно в 1932-1933 годы дворце культуры ферросплавщиков до 1934 года находился кинотеатр «Центр», который в 1935 г. переименовали в кинотеатр "Сталь". Затем здесь разместился театр оперетты. Открытие сезона состоялось 14 ноября 1937 г. В 1948 г. театр оперетты переехал в другое здание (бывший кинотеатр «Пролетарий», реконструированный под филармонию), а летом 1950 г. прекратил своё существование. Освободившийся дворец культуры ферросплавщиков председатель Челябинского обкома партии Белобородов решил отдать филиалу Свердловской киностудии. Новый директор ЧЭМК Гусаров добился возвращение дворца культуры комбинату, что и было сделано в 1953 году. А с 1957 г. в ДК ЧЭМК стали проводить регулярно новогодние праздники.
В самых первых чертежах 1930-х гг. показаны варианты планировки клуба (дано два варианта размещения лестницы в цокольный этаж). Клуб представлял собой 1-но эт. здание, центром которого являлся зрительный зал с оркестровой ямой и экраном с северной стороны. Помещения аппаратной располагались южной стороны от зрительного зала. К северу от зрительного зала располагалось большое фойе с окнами, выходящими на р.Миасс. Вход с гардеробом размещались со стороны ул.Всеобуча (потом ул. Сталина, ныне ул.Российская). Стиль постройки- советский конструктивизм в самой его простой форме со всеми присущему этому стилю атрибутами: асимметричным построением плана, широкими окнами с узкими простенками, ленточным остеклением и т.д.
В 1940-е гг.продолжились проектные работы по зданию. Причиной послужила потребность в зале со сценой. На чертежах этого периода даются предложения по разделению зала на две части: зрительный зал со сценой в южной части и небольшой кинозал. Также предлагались варианты реконструкции фасадов, т.к. простое конструктивистское их решение не соответствовало статусу клубного здания крупного завода. В 1948 г. было предложено выполнить пристрой с южной стороны с размещением сценической коробки, в виду размещения в здании театра оперетты. К этому времени уже окончательно утверждается идея реконструкции основных фасадов в классическом стиле.
Над проектом в разное время работали различные проектные организации: первоначально Челябпроект, с 1945 г. Челябгорпроект архитектор Т. Эрвальд, К. Евтеев; позже проектная группа ОКС завода ферросплавов. В 1950-х гг. проектное бюро завода ферросплавов выполняет проект полный реконструкции здания клуба (на то время его называли уже дворцом культуры ЧЭМК) с размещением главного входа со стороны северного фасада, кинозала в восточной части здания и входа в него со стороны северо-восточного угла, с размещением дополнительных помещений для различных кружков, гардероба в цокольной части. Проект реконструкции музыкального зала выполнил архитектор А.Д. Кладовщиков. В эти же годы реконструкция здания была в основном завершена.
Над проектом в разное время работали различные проектные организации: первоначально Челябпроект, с 1945 г. Челябгорпроект архитектор Т. Эрвальд, К. Евтеев; позже проектная группа ОКС завода ферросплавов. В 1950-х гг. проектное бюро завода ферросплавов выполняет проект полный реконструкции здания клуба (на то время его называли уже дворцом культуры ЧЭМК) с размещением главного входа со стороны северного фасада, кинозала в восточной части здания и входа в него со стороны северо-восточного угла, с размещением дополнительных помещений для различных кружков, гардероба в цокольной части. Проект реконструкции музыкального зала выполнил архитектор А.Д. Кладовщиков. В эти же годы реконструкция здания была в основном завершена.
Более поздние перестройки были осуществлены в стиле эклектики с классическими элементами: фронтонами, карнизами, балюстрадами, рустами. Оконные проемы приобрели другие пропорции и замковые камни. Только фасад со стороны реки сохранил черты конструктивистского стиля.

1977 год

Июль 1995 г.





На данный момент здание состоит из разновеликих, нарастающих объемов. Самая высокая часть-концертная коробка. Главный вход располагается в низкой одноэтажной северной части с угла здания. Дверной портал главного входа завершается раскреповками и арочной нишей с картушем с названием — Дворец культуры металлургов ЧЭМК на фоне развивающихся знамен и гирлянд. Завершается композиция входа барочным аттиком с волютами.
Восточный фасад. Первый этаж декорирован штукатуренным под шубу рустом и контрастирует с гладким штукатурными поверхностями верхних частей фасадов, от которых он отделен широким фризом.


С южной стороны и примыкающей к ней южной части восточного фасада выполнены ниши в виде фальшивых арок, которые разбивают рустованные плоскости. Южный фасад по перепаду рельефа имеет цокольный этаж. Высокая лестница подводит к маштабному дверному порталу для загрузки декораций и объемных грузов на уровень сцены зрительного зала. 2-ой этаж с небольшими квадратными окнами раскрепован и завершается треугольным фронтоном с имитацией люкарни по центру. В глубине фасада поднимается ещё один фронтон, декорированный плоской,рустованной аркой с многоклинчатым замком. Руст на первом ярусе южного фасада сохраняется в виде пилястр и на подпорных стенках лестницы.

Западный фасад гладко оштукатурен и также раскрепован. К югу здание имеет непривлекательный пристрой сауны, облицованный пластиковой вагонкой. Окна обоих этажей имеют пропорции, сильно отличающиеся от пропорций окон других фасадов- остатки конструктивистского стиля, в котором изначально было построено здание.



Плоскость северного фасада разбита рустованными пилястрами и имеет высокие витражи в районе центральной лестницы, а также недавно перестроенное крыльцо второго входа с 2-мя заходами под навесом из профнастила.


Источники: Борисов Ю. Статья в газете "Электросплав", 17 августа 2006 г.;
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3683,
http://chelchel-ru.livejournal.com/461966.html