yuvlatyshev wrote in arhistrazh

Categories:

Свято-Троицкая церковь

 Троицкая церковь, Челябинская область, г. Кыштым,ул. Красноармейская,   1 — выявленный объект культурного наследия (1847-1849 гг.).

2019 год. Фото Виталия Федулова
2019 год. Фото Виталия Федулова
Местонахождение: Челябинская область, г. Кыштым,ул. Красноармейская,   1
Местонахождение: Челябинская область, г. Кыштым,ул. Красноармейская, 1

Свято-Троицкая церковь – интересный пример архитектуры единоверческих храмов XIX века, в котором традиции древнерусского зодчества сочетаются с наследием классицизма. Церковь является частью архитектурного ансамбля исторического центра Кыштыма. Из четырех храмов города самым сильным разрушениям подвергся именно Свято-Троицкий собор. 

Свято-Троицкая церковь была второй по времени строительства в поселке Верхне-Кыштымского завода. Строилась она в рекордно короткие сроки для того времени с 1847 по 1849 года из дикого камня и кирпича на северной стороне завода, на самом берегу заводского пруда.  В музее машиностроительного завода и поныне хранится чугунная плита с указанием даты постройки церкви.

Автором проекта является Константин Тон (1794-1881) - русский архитектор с немецкой фамилией, основоположник "русского византийского стиля". Кстати и Храм Христа Спасителя в Москве - его работа. К.Тон был в фаворе у Николая Первого и были разосланы по епархиям рекомендации строить храмы именно в русско-византийском стиле.

Трехпрестольная каменная единоверческая церковь построена в основном на средства купца первой гильдии, потомственного гражданина города Екатеринбурга, управляющего Верхне-Кыштымским железоделательным заводом Тита Поликарповича Зотова. Владелец завода был коренным старообрядцем, поэтому церковь строилась как староверческая. На ней долго не разрешалось устанавливать кресты. Только после личной встречи царя Александра I с Г.Ф. Зотовым было получено высочайшее разрешение на их установку. Церковь была освящена в честь Святой Троицы.  

В 1857 году Пермской епархией был официально утвержден единоверческий приход (т.е. в него вошли верующие, отпавшие от православия, но потом пожелавшие оставить раскол и присоединиться к православной церкви на правах единоверия), куда были приписаны рабочие Верхне- и Нижне-Кыштымских заводов, жители села Губернского, Сак-Елгинского выселка - всего около 1500 душ обоего пола.

Фрагмент фото С. М. Прокудина-Горского. 1909 год. Источник: prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2623
Фрагмент фото С. М. Прокудина-Горского. 1909 год. Источник: prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2623
Источник: https://vk.com/svtr_hram?z=album-45142516_237859760
Источник: https://vk.com/svtr_hram?z=album-45142516_237859760
Церковь Троицы Живоначальной, КыштымФрагмент фото С. М. Прокудина-Горского. 1909 год. Источник: prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2622
Церковь Троицы Живоначальной, КыштымФрагмент фото С. М. Прокудина-Горского. 1909 год. Источник: prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2622

В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» содержится историческое описание храма:

Храм каменный, трехпрестольный; правый предел в честь Богоявления Господня, а левый в честь казанской иконы Божьей матери. Правый придел в честь Богоявления Господня освящен 21 ноября 1894 года. Храмов доселе существует в своем первоначальном виде. К приходу принадлежат единоверцы села Губернского в 25 верстах, деревни Сак Элгинской в 30 верстах и Нижне-Кыштымского завода в 5 верстах, всего числится в приходе 673 д. мужского и 744 д. женского пола. Причта по штату положено: 1 священник и 1 псаломщик. Для священника имеется церковный дом.

Богослужение в церкви продолжались и после октября 1917 года, и после освобождения Урала от колчаковцев в 1919 году. Где-то в конце 1920-х - начале 1930-х годов она была закрыта.

Само же здание некоторое время пустовало.  В 1930-е годы  колокола были сняты, купольные барабаны разрушены и храм изменил свой облик. 

1935 год
1935 год

Затем было передано механическому заводу, где был организован клуб, в котором проходили торжественные заседания, и использовалось под молодежное рабочее общежитие. В 1934 году в этой церкви расположился заводской клуб и кинотеатр при нем, которому было присвоено имя С.М. Кирова. Позднее в клубе организовался заводской музей. 

ДК имени Кирова. Из фонда Кыштымского историко-революционного музея.
ДК имени Кирова. Из фонда Кыштымского историко-революционного музея.
Фото советских времён. Источник: vk.com/album-45142516_164617287
Фото советских времён. Источник: vk.com/album-45142516_164617287

В кризисные 1990-е годы машиностроительный завод отказался от клуба. 

Начало 2000-х гг. Из архива ГНПЦ
Начало 2000-х гг. Из архива ГНПЦ
Начало 2000-х гг. Из архива ГНПЦ
Начало 2000-х гг. Из архива ГНПЦ
Начало 2000-х гг. Из архива ГНПЦ
Начало 2000-х гг. Из архива ГНПЦ
Из книги "Православные храмы Челябинской области"
Из книги "Православные храмы Челябинской области"

15 ноября 2005 года было совершено освещение и возвращение Свято-Троицкого храма православной церкви. С 2013 года происходил демонтаж ненужных перегородок, этажа, проводилась подготовка к реставрации. В 2016 году начались строительные работы. Это восстановление арок, возведение барабанов, то есть возврат исторического пространства. 

2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2016 год
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.
2017 год.

В июле 2017 при расчистке подвала волонтерами были найдены необычные захоронения - шесть человеческих скелетов.     

Сначала ковш экскаватора зацепил и нашли один череп, а позднее стали раскапывать уже вручную. Форма захоронения и расположение скелетов необычны. Гробов нет, маленькие по форме колодцы из кирпича, закрытые железной крышкой. В каждом колодце по три скелета», – рассказали в группе в социальной сети, посвященной реставрации. Находки передали в следственный комитет для судебно-медицинского исследования. 

Выдвигаются несколько версий, о том, что могло произошло возле Свято-Троицкого храма много лет назад.

Расстрел семьи священнослужителя.

В архивах города сохранились свидетельства о том, что в середине 30-х годов, когда решили закрыть Свято-Троицкий приход, верующие пытались отстоять его. В некоторых документах встречаются упоминания о митингах, которые организовывали прихожане в защиту прихода.

Кыштымские историки не исключают, что коммунисты могли расстрелять семью настоятеля, чтобы таким образом напугать и усмирить недовольных. Однако эта версия больше похожа на выдумку, но кто знает?

Перезахоронение почетных граждан города.

Раньше по православной традиции почетных граждан города хоронили на территории храма за алтарем. Старожилы утверждают, что при Свято-Троицком храме тоже было приалтарное захоронение. В советское время на его месте построили крыльцо для входа в клуб.

Памятники, скорее всего, снесли, могилы раскопали, останки достали из гробов и сложили в заранее приготовленные колодцы.

Жертвы «кыштымского зверя».

Так прозвали заводского управляющего Григория Зотова, который руководил местными горнодобывающими предприятиями и золотыми приисками 200 лет назад.

Говорили, что управляющий ходил по цехам, вооружённый пистолетом и нагайкой, налагал штрафы за малейшую оплошность. А тех, кто особо провинился, приковывал цепями в подземелье. Там же, в подвалах, непокорных пытали до смерти, а их тела упаковывали в мешки из рогожи и сбрасывали в заводской пруд.

Фотографии 2019 года:

Июль 2019 года. Фотографии Виталия Федулова:

Источники: http://perevalnext.ru/svyato-troickij-xram-v-kyshtyme/#ixzz5ufFuCohU;

https://doveriprover.ru/svyatotroitskiy-khram-goroda-kyshtyma

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic