yuvlatyshev wrote in arhistrazh

Categories:

Дворец культуры ЧТЗ

Здание, где формировался отряд первых добровольцев-танкистов ЧТЗ в сентябре 1941 г., г. Челябинск, пр. Ленина, 8 — выявленный объект культурного наследия (1933-1934).

2017 год. Фото: Ю. Латышев
2017 год. Фото: Ю. Латышев

Местонахождение: г. Челябинск, пр. Ленина, 8 

Дворец культуры (клуб) ЧТЗ - единственное здание в соцгороде Челябинского тракторного завода и в Челябинске, которое было построено по проекту знаменитого Андрея Бурова и то совместно с Г.С. Кирилловым.

В 1930—1931 годы московский архитектор Андрей Константинович Буров проектировал Челябинский тракторный завод и соцгорода при нём. Но в Челябинске с его именем, как автора реализованного проекта, связан только клуб, план же прилегающего «социалистического города» остался не полностью осуществленным.

Олег Максимов. Портрет архитектора Андрея Бурова. Картина 1989 года. Источник: https://artnow.ru/ru/gallery/2/21420/picture/0/510957.html
Олег Максимов. Портрет архитектора Андрея Бурова. Картина 1989 года. Источник: https://artnow.ru/ru/gallery/2/21420/picture/0/510957.html

Андрей Буров родился в 1900 году в Москве в семье архитектора. В 1918 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества; с 1920 года Буров учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские). В студенческие годы он активно включился в творческую архитектурную практику. Участвовал в открытом конкурсе на проекты Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. К 1923 году по проектам Бурова было построено несколько павильонов на Всероссийской выставке, создан сквер у здания Арсенала в Московском Кремле, оформлены интерьеры теплоходов, курсировавших на линии Ленинград—Лондон. Уже в те годы проявились черты его своеобразного дарования — произведения отличались четкостью замысла, в них присутствовала особая острота и ясность, он свободно и органично вводил в архитектуру цвет. В начале 1920-х годов Буров вошел в группу конструктивистов. 

В начале ХХ века движение авангарда проникало во все сферы культуры: живопись, музыку, театр, в том числе и в архитектуру в виде течения конструктивизма-функционализма. 

Андрей Константинович Буров сочетал в себе дар архитектора с талантом ученого-новатора. Универсальность научных интересов и широта его взглядов, энциклопедические знания и необычайная память помогли ему соединять в творчестве и изобретательстве «далеко лежащие вещи». В этом сложном процессе сочетания рождались мысли и идеи, удивительные по своей красивой простоте. Не все идеи воплощены в жизнь. Но бесспорно, что все они интересны и талантливы. Для него характерно свежее, острое, современное решение любой архитектурной задачи, глубокое понимание природы, материала и тектоники сооружений; в ряде проектов он применил и предугадал многое, что получило развитие в советской и мировой архитектуре. Его теоретические исследования отличались своеобразием и новизной. В области технической физики и биологии Буровым поднимались жизненно важные, актуальные проблемы. Методически стройная система обучения привлекала к нему в течение всей его жизни широкий круг молодежи — архитекторов и ученых.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов в Советском Союзе создавались промышленные комплексы и рабочие поселки, наряду с которыми не менее важную роль в становлении архитектуры играли и здания культурно-бытового назначения. Система культурного обслуживания коллектива трудящихся соцгорода должна была быть сосредоточена в клубном комплексе, проект которого был создан А. К. Буровым и Г.С. Кирилловым. Сохранилась пояснительная записка к проекту, а также доступны для анализа лишь генеральный план и перспектива клубного комплекса, опубликованные в журнале «Советская архитектура» в 1933 г., фото которых хранится в архивных фондах научно-исследовательского музея архитектуры им. А.Щусева.

В соответствии с первоначальным проектом клуб должен был разместиться в нескольких композиционно связанных зданиях с различным функциональным назначением. 

Проект клубного комплекса Бурова и Г. Кириллова. Из книги: Конышева Е.А. Архитектура и градостроительство Челябинска конца 1920-х – 1950-х годов в контексте развития советского зодчества. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005
Проект клубного комплекса Бурова и Г. Кириллова. Из книги: Конышева Е.А. Архитектура и градостроительство Челябинска конца 1920-х – 1950-х годов в контексте развития советского зодчества. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005

Комплекс предполагался из пяти отдельно стоящих корпусов - театра на 1200 человек, здания с кружковыми помещениями, спортзала, пионерского клуба с детскими комнатами и кинозала на 400 чел. Таким образом, комплекс максимально охватывал разнообразные формы клубной работы, имеющие приоритетной целью образование, просвещение и идеологическое воспитание подрастающего поколения.

Генплан клубного комплекса. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com/

1970-е годы. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com/
1970-е годы. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com/
Ориентировочно 1980-е годы. Фотография из фонда музея ЧТЗ. Источник: http://ssgen.livejournal.com/610060.html
Ориентировочно 1980-е годы. Фотография из фонда музея ЧТЗ. Источник: http://ssgen.livejournal.com/610060.html
2003 год. Фото Уильяма Крафта Брумфильда. Источник: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/chelyabinsk/index.htm#553
2003 год. Фото Уильяма Крафта Брумфильда. Источник: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/chelyabinsk/index.htm#553

Было построено только два здания – киноклуб для зрелищ и массовых мероприятий, ныне театр ЧТЗ, и Дворец культуры ЧТЗ для клубной работы.  Здание дворца культуры (клуба) ЧТЗ построено в 1931-1933 годы) в стилистике конструктивизма. Открытие состоялось в сентябре 1934 года. Двухэтажное здание с подвалом имеет протяжённость 92,5 м.

В 3-частной композиции двухэтажного кирпичного оштукатуренного здания Дворца культуры ЧТЗ отчетливо выявлены внутренние функциональные зоны. В правом крыле первого этажа был выделен библиотечный комплекс с группой соответствующих помещений: книгохранилище, читальный зал, комнаты громкого чтения и др.; в левом – “научный блок” с производственными лабораториями, аудиториями для занятий, небольшим залом-лекторием. На втором этаже – “общественныо-политический блок” с секторами молодежного и женского движения (досуговые клубы). В центральном объеме, над вестибюлем и административными помещениями, – зрительный зал на 280 человек. 

Интересен «бескоридорный» принцип размещения этих помещений, которые запроектированы выходящими на первом этаже в обширный квадратный холл, а на втором - на опоясывающий этот холл балкон. Холлы в сочетании с соединяющим их центральным блоком- «перемычкой» (где размещены вспомогательные помещения) образуют композиционную структуру здания.

Квадратный холл. Август 2016 г. Фото Ю. Латышева
Квадратный холл. Август 2016 г. Фото Ю. Латышева
Пандус. Август 2016 г. Фото Ю. Латышева
Пандус. Август 2016 г. Фото Ю. Латышева


Во внешнем облике здания прослеживается сочленение зон в контрастном сопоставлении горизонтальных и вертикальных объемов. По всему периметру здания имитируется ленточное остекление, основные структурные элементы выделены цветом. И ныне клуб сохранил свое функциональное назначение.

Ноябрь 2013 г. Фото Ю. Латышева
Ноябрь 2013 г. Фото Ю. Латышева

По сравнению с проектом в существующем здании переходы были надстроены и застроены, либо уже во время первоначальной постройки, либо позже (возможно, во время реконструкции) - на том месте, где они должны быть - ризалиты и на фасаде, и на задней стороне здания.

В сентябре 1941 г. в этом здании формировался отряд первых добровольцев-танкистов. По разным данным, в этом отряде было 35-41 человек, в том числе только 12 добровольцев – работников ЧТЗ. Остальные – кадровые военные.

Первый отряд из 7 тяжелых танков КВ с челябинскими экипажами был отправлен на защиту Москвы осенью 1941 г., 22 октября принял бой на Минско-Можайском шоссе. 3 танка противника уничтожил комиссар роты, доброволец с ЧТЗ А. В. Бойков (погиб осенью 1941 г.). В боях под Москвой вышли из строя 6 танков, в 1942 г. под Ржевом – 7-й – “Илья Муромец”, уничтоживший 29 танков, 36 орудий противника. Из всех воинов 1-го отряда после тех боёв остались в живых только 2 человека.

Ноябрь 2013 г. Фото: Ю. Латышев
Ноябрь 2013 г. Фото: Ю. Латышев

Источники:  Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра / Сост. С. Н. Поливанов. Ч., 1986;
Конышева Е. В. А. К. Буров и челябинская архитектура рубежа 1920-х – 1930-х гг. // Бюл. архитектуры. 2000. № 5;
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3647,
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=5435,
http://chelchel-ru.livejournal.com/148265.html,
http://chelchel-ru.livejournal.com/857004.html;
https://itogi74.ru/articles/kraevedenie/vyjavlennoe-nasledie-vypusk-30-arkhitekturnaja-legenda/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic