yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Двухэтажный полукаменный дом (дом муфтия Салимова)

Двухэтажный полукаменный дом (дом муфтия Салимова), г. Челябинск, ул. Елькина, 22 - выявленный объект культурного наследия (1912-1915).



2013 год. Фото: Ю. Латышев





Местонахождение: г. Челябинск, ул. Елькина, 22

Об этом доме я узнал в 2014 году. Марат Назипович Сабиров, руководитель администрации Регионального Духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей, тогда рассказал, что губернатор М. Юревич пообещал передать пустующее здание мусульманам Челябинска. Но передача не состоялась, так как вскоре Юревича освободили от должности губернатора.



Бывший дом Салимова на ул. Елькина, 22. Декабрь 2013 год. Фото Ю. Латышева

Это заброшенное здание пустует с 2005 года. В мае 2016 года участники группы «АрхиСтраж» проходили мимо этого дома и обнаружили рухнувший забор. Любопытство было велико, поэтому мы решились проникнуть в пустующий дом через оконный проём. Хотелось узнать, что представляет собой второй этаж. Оказалось, что он бревенчатый, а снаружи лет сорок тому назад обложен силикатным кирпичом.

В одной из комнат второго этажа мы обнаружили восемь толстенных папок с заявлениями на выдачу паспортов. До запустения в этом здании находился паспортный стол Центрального района. За забытые документы никого не наказали. Тем более, что это были заявления 1954-1956 гг. Естественно, что мы внимательно изучили эти документы прежде, чем передать их в областной архив. Кое-что даже скопировали. Из этих документов мы узнали, что остров «Заячий» на самом деле назывался островом ЧГРЭС. На острове было несколько бараков, в которых десятилетиями жили люди. Вот копия одного из заявлений.



1956 год. Заявление Зайцевой Анны Григорьевны. Из «забытого» дела бывшего паспортного стола Центрального района г. Челябинска

Но вернёмся к истории дома на улице Елькина, 22 и его хозяина. Дом двухэтажный полукаменный в 10 комнат был построен в 1912-1915 годы на участке по ул. Азиатская, 14, принадлежащем М.-Х. М.-З. Салимову.

Из статьи казанского краеведа Рустема Ахунова, опубликованной в 2010 году:

«Мухамедхаким Мухамедзарифович Салимов родился в 1846 г. в деревне Сафакулеевой Карасеевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии, М.М.Салимов получил высшее религиозное образование в медресе г. Троицка и д. Кшар Казанского уезда и губернии. В Челябинск он переехал в 1873 году, когда здесь ещё не было мечети. Здесь Салимов открыл мектеб (мусульманскую начальную школу). В отсутствии мечети эта мектеб стала играть роль объединяющего центра для местной мусульманской общины. В Челябинске основным источником дохода у Мухамедхакима Салимова была торговля в собственной лавке. В мусульманской общине М.М.Салимов пользовался большим авторитетом и уважением, поэтому ещё до постройки мечети он был избран муллой 30 марта 1883 г. В сентябре следующего года указом Оренбургского губернского правления (от 25.9.1884 г.), Мухамедхаким Салимов был утверждён в званиях имам-хатыба и мударриса. В 1890-99 гг. при М.М.Салимове была сооружены мечеть получившая название Белой (Ак-масит) и комплекс медресе при ней. В соответствии с указом от 29.9.1890 года вышедшем по личному представлению муфтия, М.М.Салимов был возведён в почётное звание ахуна».

«Став приходским муллой, М.-Х. М.-З. Салимов не оставил занятия торговлей в собственной лавке. К 1909 г. его состояние достигло 25 тыс. руб. Это позволило некоторым прихожанам упрекать его в том, что «…увлекаясь торговлей, он манкирует своими служебными обязанностями». Недовольство вызвало и то, что мулла позволил своему родственнику Хусаинову открыть питейное заведение на расстоянии всего 38 сажен от мечети. Однако, в целом, он пользовался большим авторитетом среди челябинских мусульман и полным доверием Оренбургского муфтия.

М.-Х. М.-З. Салимов, который окончил старометодные медресе в деревне Кшкар Казанской губернии и в Троицке, был убежденным противником любых нововведений в образовательном процессе. Он считал «несогласным с требованиями религии и обычаями предков» не только звуковой метод обучения татарскому языку, но и преподавание в мусульманских школах русского языка, арифметики, географии и других светских предметов. В 1900 г. Закир Галеев уступил под мектебе здание, которое первоначально было построено им на территории мечети для размещения мусульманского сиротского приюта. В отличие от старой школы, где мальчики занимались, сидя на полу, в тесноте, грязи и печном угаре, в новом помещении установили столы, скамейки, письменную доску, закупили географические карты и другие школьные принадлежности, что ахун Салимов назвал «дурным нововведением и позаимствованием у христиан». Его положение было до-таточно сложным потому, что своим отказом он восстановил против себя небольшую, но очень влиятельную часть зажиточных прихожан, которые не только финансировали строительство самой мечети, учебных и хозяйственных помещений, но и жертвовали значительные суммы на содержание прихода. Салимов был вынужден провести богослужение при открытии новометодной школы. Для опровержения слухов о том, что он является противником изучения русского языка, с 1901 г. он стал отпускать своих учеников на занятия в воскресную школу при 1-м приходском училище г. Челябинска. К 1 января 1902 г. ее посещали уже 57 мусульманских мальчиков, желающих обучаться русской грамоте. Однако за глаза Салимов продолжал называть новометодное мектебе «шайтанской школой» и махнул рукой на его учеников как на вероотступников».

Не сохранилось не только дореволюционных снимков этого дома, но и нет фото первой половины ХХ века. Лишь на одной из фотографий 1950-х гг. можно увидеть справа краешек этого дома. Различимы красивые наличники на окнах второго этажа и хорошо видно, что второй этаж был деревянный и не обшит досками. Поэтому дом и назывался полукаменным, так первый этаж выложен из кирпича.



1950-е годы. Улица Елькина, 22 и 24. Фотография из музея школы милиции



1991 год. Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

В настоящее время внешний вид дома вызывает только огорчения. Но почему бы его действительно не передать мусульманской общине? В собственность или в длительную аренду.









Источник: https://itogi74.ru/articles/kraevedenie/vyjavlennoe-nasledie-vypusk-45-vybroshennoe-proshloe/

Tags: Челябинск, объект культурного наследия, улица Елькина
Subscribe

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Ненужное наследие . Часть 3

    10 лет на складе управления делами губернатора (Юревича, Дубровского и Текслера) Челябинской области пылятся части панно из каслинского литья —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments