yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Городская мельница с плотиной и маслозавод

Городская мельница с плотиной и маслозавод, г. Челябинск, ул. Российская, 18 - выявленный объект культурного наследия (1896-1906).



2015 год. Фото: Ю. Латышев





Местонахождение: г. Челябинск, ул. Российская, 18/2
1. – цокольный этаж бывшей мельницы
2. – зпомещения бывшего маслозавода
3. – остатки плотины


В архивных документах или публикациях, касающихся промышленности дореволюционного Челябинска, часто можно встретить словосочетание «городская мельница». Так называли мельницу, принадлежавшую самоуправлению города и располагавшуюся в нескольких верстах ниже по течению реки Миасс.

Первое упоминание о мельнице относится к 1779 г. Тогда по указу Исетской провинциальной канцелярии от 17 апреля челябинскому купцу 3-й гильдии Ивану Андреевичу Боровинскому был отведен участок под постройку мукомольной и пильной мельниц. В описи домов и строений Челябинска за 1800 г. сохранилось следующее описание: «…мельница мукомольная, отстоящая от города вниз по течению реки Мияса в дву верстах (одна верста равна 1,07 км) о шести подставах, и пильная на оной стороне реки о трех рамах». Отметим, что пильной мельницей в тот период называли лесопильный завод, чьи механизмы приводились в движение силой падающей воды.

Как следует из статьи в энциклопедии «Челябинск», Боровинские были самой богатой и влиятельной в Челябинске во второй половине XVIII века династией купцов. Династия была основана Андреем Васильевичем – выходцем из крестьян Троице-Рафаилова монастыря (село Рафаилово, ныне Тюменская область). В купцы записан во время 2-й ревизии (1744–1745 годы), состоя в нераздельном капитале с сыновьями Семеном, Иваном и Андреем. Семен Андреевич Боровинский был первым челябинским городским головой (1776–1785 годы); внесен в разряд именитых граждан (единственный в городе), получил право в 1787 году именоваться “Ваше степенство”. За совершение преступления в 1788 году сослан на поселение вместе с братом Андреем. Иван Иванович Боровинский, купец 3-й гильдии, внук Андрея Васильевича, в конце XVIII - начале XIX веков занимал видное место среди торговцев и промышленников Челябинска; владел торговой лавкой, лесопилкой и мельницей на водяном приводе. В 1797–1799 годы Иван Иванович Боровинский избирался челябинским городским головой.

В июле 1800 г. городская дума предъявляет И. А. Боровинскому свои претензии по поводу выстроенных им мельниц. Все дело в том, что в конце XVIII столетия Челябинску была определена граница выгонных земель, то есть земель для нужд города. Обе мельницы Боровинского оказались как раз в их границах, поэтому дума потребовала, чтобы он заплатил за пользование землей с начала действия Городового положения (1785 г.) 200 рублей и впоследствии платил ежегодно еще по 30 рублей. Однако назначенные к выплате проценты Иван Андреевич платить не спешил, переписка по этому поводу растянулась на несколько лет.

В 1807 г. на мельнице произошел пожар , а в июне следующего года женой Боровинского, Дарьей Абрамовной, была выстроена новая. В октябре 1808 г. Челябинским городовым магистратом все движимое и недвижимое имущество Ивана Боровинского, за «утраченную томским купцом Шумиловым казенную соль» , было реквизировано и продано с аукциона купцу 3-й гильдии Семену Ивановичу Попову. Мельница же была отдана в оброчное содержание Дарье Абрамовне и числилась за ней вплоть до конца 1820-х гг . По купчей, совершенной 19 мая 1828 г. в Челябинском уездном суде, она была продана крестьянину Долгодеревенской волости Дмитрию Ивановичу Пастухову . У него в том же году мельницу выкупил челябинский мещанин Яков Михеевич Елисеев , во владении которого она оставалась больше двадцати последующих лет. Летом 1844 г. на мельнице вновь случился сильный пожар , после которого в конце 1846 г. она была выстроена заново.

В ноябре 1850 г. решением Правительствующего сената мельница за неплатеж «в городской доход оброка» была у Елисеева отобрана и отошла в ведение думы . Ему заплатили 300 рублей, хотя, по свидетельству самого владельца, сумму сильно занизили, в действительности она должна составлять не менее 1500 рублей серебром. Тогда же составили подробную опись всех зданий и сооружений: «Мукомольная мельница, принадлежащая мещанину Якову Елисееву, отстоит в полутора верстах города Челябинска, на реке Миасс; о трех подставах почвенная. Подставы не во всякое время находятся в действии все, как, например, в настоящее время, по случаю подпруды и неимению помола, находится только в действии один подстав. Мельница состоит из деревянного анбара, срублена из соснового леса, толщиною от 4-х до 5½ вершков, имеет в длину 6 сажен, шириною 10-ти аршин. При анбаре кожух, срубленный также из соснового леса, длиною 17 аршин, шириною 7¾ аршин. Анбар крыт в один тес, а кожух покрыт соломой, в анбаре помещается три подстава, каждый камень семи четвертей в диаметре. В кожухе находятся три почвенные колеса, из них два колеса имеют в диаметре каждое по 5 аршин 4 вершка, а шириною 1 аршин 7 вершков. Третье колесо 4 аршина 6 вершков в диаметре, шириною 1 аршин 7 вершков. При мельнице находится плотина, сделанная из хворосту и дерну, соломы и навоза, длиною 71 сажень, шириною в некоторых местах от 2½ до 3-х сажен, об одном мосте. При мельнице находится толчея из соснового полового лесу, о двенадцати пестах, кроме того, находится при мельнице землянка. Сверх этого, в соседстве с мельницей находится дом жилой Якова Елисеева со службами».

Сохранились сведения об объемах размола зерна на мельнице Елисеева в этот период. Так, с ноября 1850 по март 1851 г. было перемолото 413 кадей ржи и ярицы, а также 372 кади пшеницы . Кадь – это русская мера сыпучих тел, равная четырем пудам. Путем нехитрых подсчетов получается, что в общей сложности за пять месяцев было размолото более 27 тонн ржи с ярицей и более 24 тонн пшеницы. Со времени, когда мельница перешла в ведение думы, она была внесена в казну имущества города и стала называться «городской общественной мельницей». Однако уже вскоре начала простаивать без работы и постепенно приходить в негодность. Тогда было решено подыскать арендатора и начать «извлекать доходы с мельницы хозяйственным образом». Единственным человеком, пожелавшим восстановить мельницу за собственный счет, а затем взять ее в оброчное содержание, оказался бывший владелец – Яков Елисеев.

В указе Оренбургского губернского правления от 12 июля 1852 г. были оговорены условия, которых следовало придерживаться при сдаче мельницы в аренду. В первую очередь, в нем отмечалось, что на восстановление дается ровно один год. Состояние мельницы к этому времени, судя из сохранившегося описания, было довольно плачевным: «…сделать, вместо пришедших от времени в совершенную ветхость, три новые водяные колеса; пол и три трубы, проведенные под них для спуска воды, совершенно сгнили, и некоторые плахи в разлив воды унесены, вместо всего этого сделать новое; кожух, ограждаемый водяные колеса, а также перед ним называемый двор, где спускается или останавливается вода, вовсе сгнили, и едва ли могут простоять одно лето, и то с опасностью, вместо коих нужно выстроить новые; и три мельничные каменные жернова, измоловшиеся до 1½ вершка, которые действовать уже нисколько не могут, вместо них купить новые…».

Ремонт удалось завершить точно в срок, и уже в июле 1853 г. членами городской думы был освидетельствован результат проделанных работ . Тогда же составили новую опись мельницы и оборудования: «Амбар (мукомольная мельница) деревянного соснового леса, длиною 5 сажен 2 аршина, шириною 3 сажени 1 аршин, вышиною 1 сажень и 1 аршин (в 13 рядов), с двоими дверями и двоими полами, крытая тесом в одну тесницу с подтесником. В ней имеется три постава почвенных. Каменные жернова, из коих три верхние новые, а три нижние старые, величиною первые в диаметре 7 четвертей, толщиною 7½ вершков, стоющия ценою каждый по 15 руб. серебром, а последние величиною 7 четвертей, толщиною 3 вершка, стоющия по 3 руб. Три водяные колеса, в диаметре величиною 4½ аршина каждое, их коих два новые и одно старое, стоющия первые два по 23 руб., а последнее одно 8 руб.; на трех сосновых валах с чугунными в концах шипами, и с тремя на каждом валу железными обручами, из коих один новый, стоющий 8 руб. и два старые, по 2 рубли сереб.; на них же три сухих колеса в диаметре величиною 2 аршина 3 четверти, обтянуты железными обручами, стоющия по 15 руб. каждое». 15 декабря 1853 г. с Яковом Елисеевым был заключен контракт об оброчном содержании им мельницы сроком на 12 лет за 76 рублей серебром в год.

Из дальнейшей истории этой мельницы известно, что в 1873 г. ее берет в аренду купец 2-й гильдии Михаил Николаевич Крашенинников. Одно из первых описаний, которое удалось обнаружить в документах, содержит «Раскладочная ведомость налога с недвижимых имуществ города Челябинска» за 1881 год: «Вододействующая крупчатная мельница 4-этажная, полукаменная, о 12-ти поставах, при ней дом, казармы и прочие службы». Все имущество оценено в 15000 рублей – огромную по тем временам сумму. Необходимо пояснить, что постав – это пара мельничных жерновов, нижний из которых лежит неподвижно, а верхний вращается на нем, размалывая зерно. Таким образом, мельница о 12-ти поставах – это мельница с 12-ю парами жерновов, приводящимися в движение силой воды при помощи водяных колес.

В последующих документах приведенное выше описание сохраняется, но уже в оценочной ведомости за 1886 г. мы находим такую запись: «Вновь строящаяся вододействующая крупчатная мельница 2-этажная, при ней дом» . Фактически в этот период была построена новая мельница, видимо, тогда же ее переоборудовали в пароводяную. По данным на 1894–1895 гг. здесь числился 31 рабочий, было 12 водяных колес общей мощностью 60 лошадиных сил и один паровой котел.



Двор городской мельницы. Начало ХХ в. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала



Городская мельница. Начало ХХ в. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала



Начиная с 1897 г. мельницу у Челябинской городской управы арендует купец 2-й гильдии Иван Петрович Кузнецов. Помогали ему в этом нелегком деле сыновья – Владимир и Дмитрий. В 1906 г. Кузнецов-старший строит на смежной с мельницей территории маслобойный завод (к юго-восточной стороне мельницы были пристроены помещения для маслозавода), заведующим которым стал П. С. Скворцов. Из «Списка фабрик и заводов России» видно, что в начале прошлого века годовое производство продукции на маслозаводе составляло 385 тысяч рублей, при этом было 42 человека рабочих. Маслозавод состоял из двух помещений – машинного и непосредственно заводского. В машинном отделении потолок был сводчатый по рельсам – своды Монье.



1906 год. Фотография из книги «Константинъ Теплоухов». Челябинск: Каменный пояс, 2015.

До сих пор на территории бывшего маслозавода лежит неиспользованная для перекрытия рельса с датой «1906 год».



2017 год. Фото: Ю. Латышев

Кузнецов Иван Петрович родился в 1849 году, купец 2-й гильдии. С 1897 года занимался торговлей товарами, производимыми на арендованной мельнице и собственном маслобойном заводе. Торговал оптом и в розницу, предоставлял товары в кредит. Имел три дома в Челябинске (один из них сохранился – на улице Цвиллинга, 8), имение при разъезде Биргильда в 30 верстах от Челябинска (330 десятин, одна десятина – 1,09 гектара) и имение Благодатное в 300 верстах от Троицка (6700 десятин). Имущество Кузнецова оценивалось в 1913 году в 200 тыс. руб. Кузнецов Иван Петрович был членом учетно-ссудного комитета Государственного банка, гласным городской думы. Награжден в 1913 году серебряной медалью “За усердие” на Владимирской ленте и светло-бронзовой медалью в память 300-летия Дома Романовых.

К 1909 г. пароводяная крупчатная вальцовая мельница И. П. Кузнецова становится, наряду с механическим заводом товарищества «В. Г. Столль и К°», крупнейшим промышленным предприятием Челябинска с численностью рабочих не менее двухсот человек. Здесь были установлены две паровые и три водяные турбины общей мощностью около двухсот лошадиных сил, перемол зерна составлял более одного миллиона пудов ежегодно, а производительность равнялась 1,5 миллиона рублей. В прейскуранте цен на продукцию мельницы и маслобойного завода Кузнецова за ноябрь 1910 г. значатся: манная крупа, пшеничная и ржаная мука, отруби; подсолнечное, конопляное, льняное, растительное и горчичное масла, олифа.



Коллективное фото 1910 г. (из книги Антипина и Купцова "Православные храмы Челябинска")

1911 г. из-за засухи стал неурожайным, что привело к значительному сокращению объемов производства. Мельница начала простаивать без работы, а в скором времени вообще была остановлена. Челябинская газета «Голос Приуралья» от 4 декабря 1913 г. опубликовала заметку, в которой отмечалось, что рассматривается проект переоборудования городской мельницы под электростанцию. Тем не менее, он так и остался на бумаге, а мельница еще несколько лет продолжала находиться в аренде у Кузнецовых.

25 апреля 1915 г. Иван Петрович Кузнецов скончался , и дела его фирмы переходят к наследникам. Однако им не удается восстановить производство, а после нарушения Дмитрием Кузнецовым условий договора аренды мельницы с управой она переходит в распоряжение городского самоуправления. В 1916 г. неоднократно поднимался вопрос о новом арендаторе, но на восстановление мельницы нужно было затратить огромную сумму. Так, на заседании городской думы 30 декабря 1915 г. гласный М. П. Архипов высказался, что для того, чтобы «мельницу привести в надлежащий вид, нужно не менее 50000 рублей». В августе 1916 г. рассматривалось заявление Л. Г. Меньшенина и тюменского купца В. Л. Жернакова о намерении взять мельницу в аренду , однако предложенные городом условия их не устроили.

8 ноября 1916 г. состоялось заседание Челябинской городской думы под председательством городского головы П. Ф. Туркина. К этому времени здание мельницы и все оборудование находилось в весьма плачевном состоянии, поскольку простаивало без работы несколько лет. Рассматривалось два заявления от желающих взять ее в аренду: Василия Федоровича Кондакова и Петроградского акционерного общества. В итоге, предпочтение было отдано последнему, с ним же заключили договор аренды. Приведем наиболее важные его пункты: «Акционерное общество приобретает у города вместе с мельницей, всем ее оборудованием и принадлежащими к ней постройками, маслобойный завод, в настоящее время бездействующий. Затем, акционерное общество обязано в течение первых десяти лет выстроить новую мельницу со всеми необходимыми постройками, сооружениями и проч., указанными в договоре. Далее, от мельницы до Омской железной дороги должна быть проведена железнодорожная ветка за счет общества, но поступающая в собственность города. Все оборудование мельницы и маслобойного завода акционерное общество должно держать в исправности за свой счет и на полном ходу. Обо всех изменениях оповещать городскую управу, с тем, чтобы всякое изменение и перестройки на мельнице были утверждены управой. Все передаваемое в аренду имущество должно быть застраховано акционерным обществом» . Но вскоре грянула революция, а затем и Гражданская война, многое так и не было реализовано. Мельница Петроградского общества, как теперь ее называли, в эти годы бездействовала, работал только маслозавод.

В конце 1921 г. по решению губернского исполкома предприятия Челябинской губернии, расположенные территориально близко друг к другу, были объединены в группы государственных коммерческих предприятий – госкомы. Организован Челябинский госком, в составе маслобойных заводов в Челябинске и при станции Мишкино, дрожжевого и кирпичного заводов в Челябинске . За период с октября 1921 по февраль 1922 г. на маслозаводе было выработано 2230 пудов конопляного масла, 6461 пуд льняного и 180 пудов сурепного масла.

24 февраля 1922 г. в половине второго ночи на Петроградской мельнице начался сильный пожар . Причина случившегося банальна: нарушение правил пожарной безопасности. При чистке аккумуляторов в маслобойном отделении рабочие для освещения помещения вместо керосиновой или электрической лампы использовали факел из пакли, пропитанный маслом, от которого и произошло возгорание деталей оборудования . Поначалу пожар тушили силами рабочих, живущих при мельнице, но вскоре пламя заметили с каланчи 2-й пожарной части в Заречье и уже через 15 минут здесь был весь личный состав 2-й, 3-й и 4-й городских пожарных команд. Борьба с огнем продолжалась сутки, в результате оказались уничтожены все здания, за исключением машинного отделения; турбинное отделение нуждалось в капитальном ремонте. Оборудование также значительно пострадало, требовалась замена поврежденных частей. Общая стоимость восстановления завода после пожара составила порядка сорока миллиардов рублей совзнаками. Ремонтные работы начались в апреле, завершились в июле, а уже в первых числах августа 1922 г. предприятие возобновило работу. За месяц здесь было произведено 3215 пудов льняного масла. Помещения маслозавода, стены которых были сложены из бутового камня и кирпича, сохранились до наших дней.

Пожар на маслозаводе заставил обратить внимание на организацию противопожарной охраны челябинских предприятий. На каждом действующем заводе в скором времени были организованы вольно-пожарные дружины, приобретены необходимые инструменты и оборудование. Немаловажно, что в это же время проводились изыскания для постройки к маслозаводу подъездных рельсовых путей от линии Пермской железной дороги.



Схема плотины. Начало 1920-х гг.



Проект железнодорожной ветки к маслозаводу. 1920-е гг.



В 1923 г. маслобойный завод № 76 Петроградского акционерного общества получил новое наименование и стал официально называться «Челябинский маслобойный завод». На основании приказа Челябинского ГСНХ от 20 декабря 1923 г. образован местный государственный трест «Челябинский промкомбинат». В его состав вошли разноотраслевые предприятия, в их числе был и маслобойный завод. Смысл такого объединения заключался в том, что прибыль перераспределялась внутри промкомбината и шла на решение первоочередных задач. Таким образом, местная промышленность должна была восстанавливаться после войны исключительно за счет своих резервов. К 1924 г. на маслозаводе было порядка ста рабочих, имелось шесть прессов и четыре двигателя, а выработка продукции составляла 783 тонны растительного масла и 309 тонн олифы.



Карта Челябинска 1925 г.  Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com/1171398.html

В октябре 1927 г. промкомбинат расформировали, поскольку задачи, поставленные перед ним, были выполнены. Маслозавод стал самостоятельным предприятием. По всей видимости, вскоре его обороты снизились настолько, что производство стало нерентабельным. В справочном издании «Фабрики и заводы Уральской области» на 1927–1928 гг. маслозавод помещен в раздел бездействующих и находящихся на консервации предприятий.

В архивной «Ведомости зданий, сооружений и оборудования маслобойного завода по состоянию на 6-е февраля 1928 года» сохранилось такое описание: «Главный корпус маслозавода – фундамент из бутового камня, сложенный на известковом растворе, на естественном основании. Стены частью из бутового камня и частью кирпичные, сложены на известковом растворе. Потолки в машинном отделении кирпичные, сводчатые по рельсам, в один кирпич, сложенные на известковом растворе. Потолки в заводе подшивные, засыпанные шлаком. Крыша из кровельного железа, односкатная, стропила деревянные, обрешетка тесовая». Здесь же есть сведения о плотине: «Плотина смешанной постройки, с тремя свинками, земляной насыпью, обложена частично камнями и укреплена сваями. Построена в 1896 году и ремонтирована в 1917 году. В плотине имеются три прореза: рабочий, вешняжный и для пропуска льда».



Вид со строящегося здания ЧГРЭС. 1929-1931 гг. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

Эта плотина имела большое значение для нормальной жизнедеятельности города, так как обеспечивала необходимый уровень воды в реке Миасс в районе электростанции, городской и железнодорожной водокачек. Срыв плотины весной 1927 года грозил оставить город без света и воды. Газета «Челябинский рабочий» в апреле 1927 года писала: «Если вода упадёт ниже уровня в 7 четвертей, то город может остаться без воды и электричества. Останется без воды и железнодорожная станция. Произойдёт это от того, что ввиду низкого водного уровня для водокачки воды не хватит, а трубы для засоса воды для охлаждения на электростанции окажутся незалитыми. Подобный случай был в 1923 году, когда при исправлении плотины пришлось сильно спускать воду. И электростанция, и водокачка в это время работали с перебоями. По сообщению специалистов, плотина была очень ветха и её легко могло бы сорвать ещё в прошлом году. Не случилось этого только потому, что уровень вешней воды был выше, и вода пробила себе новое русло. Но сравнительно низкий уровень вешней воды в этом году дал возможность льдам сделать колоссальный напор на заградительные белоноги и сваи. К тому же лёд нынче был чрезвычайно крепкий. В результате снесено несколько заградительных свай, срезан бычек (главный устой) плотины и сорвана сама плотина. Вода стала сильно сбывать».

Через неделю газета писала: «Комиссия по борьбе с наводнением поручила стройконторе немедленно приступить к починке плотины около маслозавода. Для этого выделены красноармейцы из местного полка и даны 5 лошадей. К работе уже приступили. Плотина засыпается землёй. Городу опасности никакой не угрожает».



Плотина маслозавода. 1930 год. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала



Основания бывшей плотина. 1970-е годы. Фото В. Борисова. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала



2017 год. Фото: Ю. Латышев








Основания бывшей плотины маслозавода. 2018 год. Фото Юрия Латышева







В 1929 г. на территории ликвидированного маслозавода Челябинским сельскохозяйственным обществом был устроен плодопитомник. В начале 1930-х гг. в основном корпусе маслозавода разместилась хлебопекарня, и вплоть до начала 1990-х здесь находился хлебозавод № 4.

В 1960-е – 1980-е годы на этом хлебозаводе работал механиком мой сосед Николай Каширин. Он рассказал, что от помещения машинного отделения бывшего маслозавода на восток был проложен ещё до революции подземный технологический ход длиной в несколько десятков метров. В настоящее время здание бывших маслозавода и хлебозавода - производственный корпус компании «Брегет-центр». Пару раз с техническим директором этого предприятия мы осматривали старое здание, но следов подземного хода так и не обнаружили. Но это и не удивительно. Дело в том, что котельная хлебозавода долгое время работала на буром угле. Шлаком засыпали территорию хлебозавода. В результате здание бывшего маслозавода оказалось почти наполовину ниже уровня земли. Но я всё-таки верю, что подземный ход сохранился, хотя добраться до него в настоящее время достаточно сложно.

К середине 90-х гг. XX в. его ликвидировали, а помещения оказались заброшены и несколько лет пустовали. В 2000-х гг. здание перешло в частную собственность и было реконструировано. В настоящее время здесь располагается производственный корпус художественной фабрики «Брегет» (ул. Российская, 18/2). В конце 2017 г. приказом Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области здание бывшего маслозавода включено в перечень объектов, обладающих признаками историко-культурной ценности.



2014 год. Фото: Ю. Латышев





Бывшее здание маслозавода. 2017 год. Фото Юрия Латышева



Бывшее здание маслозавода. 2018 год. Фото Юрия Латышева



Пол из чугунных плит. Январь 2015 г. Фото: Ю. Латышев



2017 г. Фото: Ю. Латышев



2000-е годы



2015 год. Фото: Ю. Латышев



2017 год. Фото: Ю. Латышев






Источники: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1391,
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1449;
Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 1. Чертежи и планы предприятий объединения государственных промышленных предприятий Челябинского округа (Челябинского промкомбината (промышленного комбината), 31 лист;
Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 34. Чертежи проектов и планов предприятий промкомбината (промышленного комбината) за 1924-1925 годы, 62 листа;
Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 144. Ведомости зданий, сооружений и оборудования маслобойного завода по состоянию на 01 октября 1927 года, 06 февраля 1928 года, 26 листов;
Демаков, В. Г. Два века истории челябинской городской мельницы / В. Г. Демаков // Архив в социуме – социум в архиве: материалы региональной научно-практической конференции. Челябинск, 29 мая 2018 г. – Челябинск, 2018. – С. 142–145;
https://www.znak.com/2018-05-18/tayny_starogo_chelyabinska_poteryannyy_podzemnyy_hod


Tags: Челябинск, объект культурного наследия, плотина, улица Российская
Subscribe

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • 55 лет Челябинскому отделению ВООПИК

    31 января 1966 года Челябинская областная учредительная конференция постановила организовать региональное отделение ВООПИК.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments