yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Новый объект культурного наследия регионального значения - Здание ДК ЧЭМК

В построенном ориентировочно в 1932-1933 годы клубе ферросплавщиков до 1934 года находился кинотеатр «Центр». Строительство, отделка, установка кино и звуковой аппаратуры, а также покупка мебели и пианино финансировалось за счет средств Наркомата тяжелого машиностроения. Всего скорее первыми зрителями были рабочие и ИТР ЧЭМК и ЧАЗ (абразивного завода). Однако, в марте 1934 года выходит Постановление СНК Союза ССР № 478 о передаче 24 кинотеатров ( в том числе и челябинского кинотеатра "Центр") в ведение ГУКФ (Главное управление по кинофикации при СНК РСФСР). На этой почве произошел "конфликт хозяйствующих субъектов". Обиженные заводчане вывезли все движимое имущество (аппаратуру, стулья, пианино), которое числилось на балансе завода, возвратить его соглашались только на правах аренды. К тому же, требовали при заключение договора разрешить пользоваться помещением клуба рабочим и ИТР ЧЭМК для проведения собраний, вечеров и других праздничных мероприятий, с чем Челябинский Кинотрест был категорически несогласен. Как всегда, спорный вопрос пришлось решать в Москве. Заместитель Председателя СНК Союза ССР В. Я. Чубарь и заместитель народного комиссара тяжёлой промышленности СССР В. Г. Пятаков приводили свои "весомые" доводы, доказывая, что именно ИХ видение "вопроса" - правильное. В результате в ноябре 1934 года появилось Постановление СНК Союза ССР "О передаче кинотеатра "Центр" ЧЭМК". Совет народных комиссаров постановил: В отмену постановления СНК СССР от 10 марта 1934 №478, здание челябинского кинотеатра "Центр", как выстроенное на средства промышленности, находящееся в пользовании ЧЭМК и числящегося на балансе последнего, оставить в составе имущества ЧЭМК с использованием его под рабочий клуб. После этой истории в 1935 году кинотеатр начал работать под новым "брендом" "Сталь".










Затем здесь разместился театр оперетты. Открытие сезона состоялось 14 ноября 1937 г. Театр оперетты был создан на базе театра классической буффонады, образованного в 1932 из театра малых форм и сатиры (ТАМФС). ТАМФС возник осенью 1930 г. в Ирбите Свердловской обл. Первый художественный руководитель - В. Д. Ахматов. Труппа состояла из 13 чел. Спектакли носили ярко выраженный агитационно-пропагандистский характер, напоминали выступления синеблузников. К середине 1931 труппа театра насчитывала 42 чел., и театр впервые обратился к постановкам оперетты. В 1932 коллектив стал называться театром классической буффонады. Художественное руководство с 1932 осуществляли художественный руководитель Ахматов, дирижер И. Ратгольц, худ. И. Иванов. До 1937 у театра не было своей сценической площадки, работа носила разъездной характер. Выступали в Кургане, Уфе, Златоусте, Ижевске, Н. Тагиле, Тавде, Магнитогорске, Копейске, Чебаркуле и др. городах Урала. По итогам гастролей областное управление по делам искусствПо итогам гастролей областное управление по делам искусств присвоило коллективу статус Челябинского областного театра оперетты, а в 1937 театр получил стационарную площадку- здание к/т «Сталь». В 1943 театр получил статус театра музыкальной комедии. В 1948 г. театр оперетты переехал в другое здание на перекрестке ул. Труда и Кирова (бывший кинотеатр «Пролетарий», реконструированный под филармонию), а летом 1950 г. прекратил своё существование.

Освободившийся дворец культуры ферросплавщиков председатель Челябинского обкома партии Белобородов решил отдать филиалу Свердловской киностудии. Новый директор ЧЭМК Гусаров добился возвращение дворца культуры комбинату, что и было сделано в 1953 году. А с 1957 г. в ДК ЧЭМК стали проводить регулярно новогодние праздники. Проект реконструкции музыкального зала выполнил архитектор А.Д. Кладовщиков. В 1970-е годы на протяжении некоторого-то времени по инициативе Ю.Борисова в выходные дни в фойе ДК ЧЭМК (около кинозала) собирались книголюбы, которые меняли книги, а также продавали их. Однако впоследствии это было прекращено В.Н. Гусаровым.

В последующем в связи ухудшением экономического состояния страны в целом и отрасли в частности здание клуба стало приходить в упадок. В начале 2000-х в ДК ЧЭМК был открыт нелегальный игорный зал, который был закрыт в феврале 2011 г.

Приказом Министерства культуры Челябинском области № 167 от 14.04.2016 г. утвержден список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, в котором Дворцу культуры ЧЭМК был присвоен статус «выявленного объекта культурного наследия "Клуб ЧЭМК» (на основании списка № 13 от 12.01.1994 г. и Историко-архитектурного опорного плана Челябинска). В настоящее время в ДК ЧЭМК располагаются несколько организаций, в том числе: Центр культуры и творчества «Сплав»; школа танцев «Red garnet» (на базе ЦКиТ«Сплав»); сауна «Экватор»; ООО "Харбинзапчасть", офис строительной компании «Стандарт-проект» и д.р.

Объект культурного наследия «Клуб ЧЭМК» с самого начала проектировался и строился как заводской клуб. В самых первых чертежах 1930-х гг. показаны варианты планировки клуба (дано два варианта размещения лестницы в цокольный этаж). Клуб представлял собой одноэтажное здание, центром которого являлся зрительный зал с оркестровой ямой и экраном с северной стороны. Помещения аппаратной располагались южной стороны от зрительного зала. К северу от зрительного зала располагалось большое фойе с окнами, выходящими на р.Миасс. Вход с гардеробом размещались со стороны ул.Сталина (ныне ул.Российская). Стиль постройки- советский конструктивизм в самой его простой форме со всеми присущему этому стилю атрибутами: асимметричным построением плана, широкими окнами с узкими простенками, ленточным остеклением и т.д.

В 1940-е гг. продолжились проектные работы по зданию. Причиной послужила потребность в зале со сценой. На чертежах этого периода даются предложения по разделению зала на две части: зрительный зал со сценой в южной части и небольшой кинозал. Также предлагались варианты реконструкции фасадов, т.к. простое конструктивистское их решение не соответствовало статусу клубного здания крупного завода. В 1948 г. было предложено выполнить пристрой с южной стороны с размещением сценической коробки, в виду размещения в здании театра оперетты. К этому времени уже окончательно утверждается идея реконструкции основных фасадов в классическом стиле. В 1950-е гг. проектное бюро завода ферросплавов выполняет проект полный реконструкции здания клуба (на то время его называли уже дворцом культуры ЧЭМК) с размещением главного входа со стороны северного фасада, кинозала в восточной части здания и входа в него со стороны северо-восточного угла, с размещением дополнительных помещений для различных кружков, гардероба в цокольной части. В эти же годы реконструкция здания была в основном завершена.

Более поздние перестройки были осуществлены в стиле эклектики с классическими элементами: фронтонами, карнизами, балюстрадами, рустами. Оконные проемы приобрели другие пропорции и замковые камни. Только фасад со стороны реки сохранил черты конструктивистского стиля.

На данный момент здание состоит из разновеликих, нарастающих объемов. Самая высокая часть-концертная коробка.Главный вход располагается в низкой одноэтажной северной части с угла здания. Дверной портал главного входа завершается раскреповками и арочной нишей с картушем с названием — Дворец культуры металлургов ЧЭМК на фоне развивающихся знамен и гирлянд. Завершается композиция входа барочным аттиком с волютами. На восточном фасаде первый этаж декорирован штукатуренным под шубу рустом и контрастирует с гладким штукатурными поверхностями верхних частей фасадов, от которых он отделен широким фризом. С южной стороны и примыкающей к ней южной части восточного фасада выполнены ниши в виде фальшивых арок, которые разбивают рустованные плоскости. Южный фасад по перепаду рельефа имеет цокольный этаж. Высокая лестница подводит к маштабному дверному порталу для загрузки декораций и объемных грузов на уровень сцены зрительного зала. 2-ой этаж с небольшими квадратными окнами раскрепован и завершается треугольным фронтоном с имитацией люкарни по центру. В глубине фасада поднимается ещё один фронтон, декорированный плоской,рустованной аркой с многоклинчатым замком. Руст на первом ярусе южного фасада сохраняется в виде пилястр и на подпорных стенках лестницы. Западный фасад гладко оштукатурен и также раскрепован. К югу здание имеет непривлекательный пристрой сауны, облицованный пластиковой вагонкой. Окна обоих этажей имеют пропорции, сильно отличающиеся от пропорций окон других фасадов- остатки конструктивистского стиля, в котором изначально было построено здание. Плоскость северного фасада разбита рустованными пилястрами и имеет высокие витражи в районе центральной лестницы, а также недавно перестроенное крыльцо второго входа с 2-мя заходами под навесом из профнастила.

Интерьеры здания богато декорированы. Зрительный зал: плоскости стен разбиты пилястрами с капителями коринфского стиля. Они несут антаблемент с кронштейнами. Потолок богато декорирован лепниной: концентрическая розетка с окантами, гирляндами образует сложное панно. Хорошо сохранилась сложная по композиционному решению хрустальная люстра. Портал сцены окаймлён гирляндами. Не уступают в отделки порталы выходов из зрительного зала с композициями из венков, валют, рокайлей и гирлянд. Детали окрашены в золотой цвет, что усиливает эффект роскоши и высокого статуса здания. Малое фойе решено более строго: плоскости стен разбиты штукатурными панелями, входы в зал выделены богато декорированными порталами с антимеонами и пальметтами по фризу. Арочный портал ведёт в помещение бывшей библиотеки-сейчас артфойе. Убранство большого фойе особенно живописно: диагональные тяги на потолке делят плоскость потолка на ромбы и треугольники, в ромбах-декоративные детали из лепнины, окрашенной под золото, в треугольниках лепные розетки с хрустальными люстрами, поля выкрашены в колер стен. Стены решены проще: объёмные пилястры поддерживают антаблемент. Между пилястрами попарно располагаются окна с лучковыми фальшарками. Во всех значимых помещениях - дубовый паркет. Интерьеры здания полностью соответствуют вкусам середины 20 в.-большое количество лепнины,позолоты, хрусталя- атрибуты советской эклектики.

Tags: объект культурного наследия, улица Российская
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • 18-этажка в историческом центре?

    Ещё в конце 2021 года начались попытки одобрения строительства 18-26 этажных зданий на участке улицы Пушкина между домами №5 и №15. На сайте…

  • Итоги 2021 года

    Считаю, что важным инструментом для оценки ситуации с сохранением объектов культурного наследия будет созданный в 2021 году за счёт гранта…

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments