yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Новый объект культурного наследия регионального значения - Здание мужского железнодорожного училища.

На прошлой неделе был опубликован Приказ №25 от 22.02.2017 г. Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области "О включении выявленного объекта культурного наследия «Здание мужского училища» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Здание мужского железнодорожного училища», начало XXв., и утверждении границ его территории".

Свободы, 175



В конце XVIII века территория, на которой сейчас располагается «Здание мужского училища», находилась вне черты городской застройки. В 1781 году с упразднением Исетской провинции - Челябинск становится уездным городом. Период XIX века характеризуется медленным развитием городской территории и до конца XIX века Челябинск продолжает оставаться «большой деревней» с одноэтажной деревянной застройкой. Лишь изредка, в центре, можно было встретить двухэтажные каменные дома. Промышленный подъем в России в конце XIX века вызвал ускоренное железнодорожное строительство. Началось сооружение Самаро-Златоустовской железной дороги - части Великого Сибирского пути, соединившей Челябинск с центром России. Существенно изменяется экономическое значение Челябинска, который в конце XIX - начале XX веков становится крупным торгово-экономическим центром. Торговля, уже не местная, а российских масштабов, по-прежнему занимала в экономике города первенствующее положение. Экономический взлет Челябинска сопровождался строительством школ, училищ, больниц, народного дома. К 1917 году в городе действовало около двух с половиной десятков учебных заведений, в том числе два средних: реальное училище и женская гимназия. В связи с этим возросла потребность в учителях, врачах, чиновниках и т.д.

Здание железнодорожного двухклассного мужского училища, 1898 года постройки, в начале XX века было расположено в южной части города, в Привокзальной части Челябинска, на ул.Клубной, 42 в Николаевском посёлке. Улица Клубная возникла на рубеже XIX-XX вв. После прокладки железной дороги и появления железнодорожной станции Челябинск в 1892 г. город стал стремительно развиваться к югу. В это время, с одной стороны, начинается застройка территории между исторической частью Челябинска и железнодорожной станцией. Улица Клубная начала активно застраиваться в начале XX века. Улица была названа по построенному на ней Клубу Железнодорожного собрания.

Одноэтажное деревянное здание железнодорожного 2-классного мужского училища после 1904 года было частично достроено до двух этажей - был надстроен второй этаж у южной части здания. Здание было расположено рядом (с западной стороны, через здание) со зданием клуба Железнодорожного собрания (впоследствии, клуба им. Ленина). Здание мужского училища- образец для г. Челябинска и Челябинской области однодвухэтажного бревенчатого, обшитого вагонкой жилого или казенного дома конца 19 - начала 20 вв., построенного в стиле эклектики с элементами «русского стиля».

Свободы, 175

Фасад одноэтажного блока прорезан окнами на 3-и оси, окна обрамлены пилястрами, они же фланкируют торцы здания. Пилястра в сечении имеет уступчатую форму. Декоративное убранство этой части здания решено следующим образом: калёвка (вагонка) на щипце расположена вертикально, затем идёт широкий фриз, состоящий из 2-х частей: первая узкая часть с длинными рамочными ширинками в створе окон, вторая часть - широкий пояс с горизонтальными ламелями калёвки над окнами. В простенках между окном и углом здания- вертикальная калёвка. Все части разделены декоративными поясками. Верхний пояс на границе с фронтоном — самый широкий, в пределах пилястр он образует подобие капителей. Следующий пояс - тонкий. Он отделяет часть с ширинками. Ещё один поясок проходит по верхнему краю окон, под ним выпуски вертикальной калёвки с зубчиковой порезкой в пределах между окном и углом дома. На центральном стволе пилястры в этом месте - пропильная декоративная деталь. Декоративный фриз отделяет окна от цоколя из гранитных блоков, обработанных под дикую скалу. В пределах фриза расположены ламели калёвки вертикального направления с накладными плоскими деталями по всему фризу. Пилястры в пределах нижнего фриза стоят на тумбах. Боковой протяжённый северо-восточный фасад прорезан окнами на 6-ть осей, декоративное оформление которых несколько отличается от декоративного оформления главного фасада: узкая полоса с ширинками проходит по верху окон и образует некоторое подобие лобовых досок наличников. Северо-западный боковой фасад одноэтажного блока без оконных проёмов.

Свободы, 175

Главный фасад 2-х этажного корпуса прорезан окнами на 5-ть осей, из которых крайние окна более широкие 3-х частные, средние - 2-х частные. На первом этаже по центру расположен вход, который фланкирован плоскими лопатками. Над ним имеется козырек в виде треугольного фронтона на стойках. Декоративное убранство аналогично декору боковых фасадов одноэтажного корпуса. Окна первого и второго этажей решены одинаково — лобовая доска с ширинкой и узкие боковые ленты. Левое крайнее окно первого этажа заколочено. Пилястры фланкируют торцы здания. Северо-западный торец на 2-а окна, окна сдвинуты к левому краю. Здание окрашено в серый цвет, гранитный цоколь забелен. Здание выбивается из ряда челябинских деревянных построек построением объёма, нетипичностью и крупным масштабом декора. Кровля была изначально из кровельного железа по деревянным стропилам.
Фундамент бутовый. Наружные стены — деревянный сруб, внутренние стены были изначально деревянные щитовые с засыпкой.

Свободы, 175

Согласно справочнику «Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912 год» заведующим 2-х классным железнодорожным училищем на станции «Челябинск» был Петр Петрович Бекетов.

После революции улицу Клубную вместе с бывшей улицей Водопроводной переименовали в улицу Ленина. В 1960-х гг., после того, как улица Ленина поменяла название на ул.Свободы, в привокзальной части вновь сменилась нумерация домов. Рассматриваемое здание (бывшего 2-классного мужского железнодорожного училища) поменяло адрес на - ул.Свободы, 175. Однако рассматриваемое здание до сих пор преимущественно было окружено деревянной застройкой довоенного времени, несмотря на то, что деревянная застройка на противоположной стороне улицы Свободы была уже давно снесена и заменена кирпичной застройкой средней этажности сталинского типа. По фотографии по ул. Свободы 1970-х годов можно рассмотреть сохранившуюся деревянную застройку вокруг рассматриваемого здания.

Свободы, 175

В настоящее время в этом здании размещается Следственная часть Южно-Уральского УВД на транспорте.

Tags: объект культурного наследия, улица Свободы
Subscribe

  • Нерешающий или нерешительный совет

    Сегодня состоялось заседание научно-методического совета при госкомитете охраны ОКН Челябинской области. Впервые с ноября 2018 года! К сожалению, из…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments