yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Тихвинский храм

Тихвинский храм, рег. номер 741410067210005 (присвоен приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1467 от 30.04.2015 г.), Челябинская область, Аргаяшский район, с. Губернское, ул. Братьев Кауровых, 27 - Объект культурного наследия регионального значения (1892).



30 сентября 2018 года. Фото: Ю. Латышев





Местонахождение: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Губернское, ул. Братьев Кауровых, 27

В окрестностях башкирской деревни Юртишь стоявшей на месте Смолины в 1785 г. появились новые, близко расположенные друг к другу деревни – Кузнецкое, Губернское, Беспаловка и Смолино. Свои дома крестьяне отстроили в чистом поле с нуля.

Тютняры, так в народе называют четыре вышеназванные деревни, лежащие по берегам озер Большой и Малый Ирдяги Аргаяшского района, Название возникло, потому что первыми здесь поселились в 1761—1765 гг. крепостные крестьяне, пригнанные из Саратовской губернии, из деревни Тютняр (ныне деревня Тютняр – Кузнецкого района Пензенской области). Поначалу уральское село так и именовалось официально, а с 1805 г. Рождественским, по центру волости, откуда прибыли переселенцы. Беспаловка носит имя в честь первопоселенцев, а в Смолино жгли уголь и изготавливали смолу для Кыштымского завода. Работали переселенцы на металлургических заводах Демидовых, выращивали хлеб и разводили скот. Хозяевами они были крепкими, кроме того в районе села было обнаружено золото. Народ был не только трудолюбивый, но и свободолюбивый- неоднократно участвовал в волнениях и борьбе за свои права. Поэтому при первом же известии о восстании Пугачева, сельский сход направил к нему своих ходоков, (память народная даже оставила их имена ходоками были старики: Лезин и Кузьма Плаксин (1705-1776), ставшие активными участниками боев под знаменем Пугачева, возглавив Рождественский отряд.

В начале декабря 1773 года рождественский отряд численностью более 100 человек двинулся на помощь осаждавшим г. Челябинск пугачевцам. Отряд прошел большой путь побед и поражений, потеряв в кровополитных боях до половины своего состава, окончив свои ратные подвиги далеко за Пензой. Затем с разрешения Пугачева рождественцы повернули коней на восток, побывали в прежних своих селах. По пути следования на Урал, во многих селениях подняли крестьян на восстание, и не раз пришлось им отражать нападения отрядов карателей. Только после поражения «Пугачевщины», жестких расправ с активными повстанцами и восстановлением Кыштымских заводов, в 1776 году все четыре селения Рождественского полностью были приписаны к этим заводам.

Как пишет Д. Ж. Валеев, ««Интерес представляет заселение территории русским населением. Особенно это относится к селам Кузнецкое и Губернское. Эти и еще две деревни, Беспалово и Смолино, созданы переселенцами из Центральной России, в основном, крепостными крестьянами, отправленными на новое местожительство между декабрем 1784 и январем 1785 года. Численность переселенцев оценивается в 77 семей, из которых 41 составила население Кузнецкого и Смолина, остальные – Губернского и Беспалова. О тютнярцах сохранилась легенда о том, что один из заводчиков якобы выиграл их в карты у князя Долгорукого. Их потомки до сих пор помнят, что предки были уроженцами села Тютняры Рождественской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии». Однако известны альтернативные даты основания села. Так в 1971 году отметили его 210-летие, то есть, была взята дата 1761 год. Таким образом, оказывается, что село лишь на 30-40 лет моложе крепостей Старой оренбургской линии, со строительства которых началось полноценное освоение территории Челябинской области

Название Губернское возникло потому, что переселенцы, которые поселились на южной стороне озера Большие Ирдяги, жили как раз на границе Оренбургской и Пермской губерний, поэтому называли своё село Губернским.

До революции четыре села на берегу озер Большие и Малые Ирдяги — Губернское, Кузнецкое, Беспаловка и ныне исчезнувшее Смолина (ударение на предпоследний слог) — были объединены в небывалый по величине агрополис Тютняры. Население его составляло более 25 тысяч человек, тогда как в ХIХ веке в самом Челябинске проживало чуть более 20 тысяч. Места в округе оказались золотоносными, и в селах было много зажиточных семей. До сих пор сохранились каменные надворные постройки около изб-пятистенок, кирпичные дома в один и два этажа.

В 1785 году в селе Кузнецком руками самих новоселов срублено 100 изб. Северную сторону рубили из деревьев, которые росли на северных опушках леса, т.к. эти бревна крепче держали тепло. Такой опыт домостроения сберегается в Тютнярах и поныне. Также в 1785 году в селе Губернском заселены первые 50 изб, по другую сторону озера Большие Ирдяги.

В книге С. Г. Пичугова приводятся следующие сведения: «До революции Тютняры официально именовали селом Рождественским, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии. Фактически же оно состояло из четырех населенных пунктов: сел Губернского и Кузнецкого и деревень Беспаловой и Смолиной, которые к 90-м годам прошлого века (XIX, И. Е.) слились в одно огромное село, где было четыре кабака, столько же церквей и только девять сельских и церковно-приходских школ».

Около 1900 года властями утверждены три ярмарки в Тютнярах. Зимняя – с 30 января, летняя – с 20 июня, осенняя – с 8 ноября. Шла торговля хлебом, скотом, изделиями ремесленников. Зародилась новая прослойка купцов, среди которой выделялись семьи Тарасовых, Мысляевых, Дмитриных, Киприяновых, Архиповых.

«Летопись», написанная протоиереем Михаилом Христолюбовым, содержит много сведений об освоении и заселении территории будущего села. Образование или основание Губернского села относится к 1765 году (интересно, что другие источники называют даты 1761 или 1785 года, И. Е.). Основание его положили переселенцы Саратовской губернии, Кузнецкого уезда, Рождественской волости, из деревни Тютьняр. (Деревня носила название в честь речки Тютьнярки, на берегах которой и обитали наши предки). Итак, деревня с этого времени стала носить название села Губернского. Деревня Беспаловка успела разрастись по всему восточному берегу озера Малые Ирдиги, соединившись с селом, если не считать поперечный овраг. Таким образом, образовалось огромное село, которое уже в 1920 г. имело коренного населения мужского и женского пола до 12 тысяч и заняло место по берегам двух озер, Большие и Малые Ирдиги: окружность первого 12, а второго 8 километров. Оба озера разделяются небольшим перешейком земли под названием солонцы: по временам и в летнюю жару земля покрывается тонким слоем соли, напитывая траву, составляющую вкусный корм скоту, на них можно было встречать целые табуны лошадей, коров, телят — из обоих сел. Перешеек занимает площадь в ширину одну версту, в длину — 1,5. Он и служит разделением и соединением двух сел — Губернского и Кузнецкого.

В «Летописи…» содержатся интереснейшие сведения о жизни тютнярцев, в том числе приходской. Отец Михаил не счел нужным описывать события после 25 октября 1917 года, когда в России началась революция. Свою «Летопись…» он завершил такими словами: «В какую форму выльется государственная жизнь, на это укажет время, а люди ума запишут на страницах истории, беспристрастно осудят события и укажут на достоинства и недостатки их… Мы же, коснувшись частичному очерку об образовании села и его насельников, записали кратко то, что передали старожилы, и что приходилось лично наблюдать, принимая активное участие в насаждении света».

1885 год. Журнал от 4 апреля 1885 года: Слушали прошение крестьян Ек.у. Рождественской волости Губернского общества Василия Петрова Киприянова и Якова Егорова Митрина от 16 марта к постройке церкви другого этажа во имя Воскресения Христова с пристройкой снаружи алтаря и крыльца (л.173; Журналы ЕДК за 1885 год – ГАСО ф.6 оп.4 д.1).

1887 год. Утвержден церковным старостой ко вновь строящейся церкви в этой деревне – мастеровой И. Кузнецов (ЕЕВ за 1887 год, т.1, с.436, от 23 мая №19).

1892 год. Построена каменная церковь.

1898 год. ПЛАН с. ГУБЕРНСКОГО Рождественской волости Ек.у. Озеро Большие Ирдяги. Составлен в 1898 году. ПЛАН д. БЕЗПАЛОВОЙ 1898 года. Озеро Малые Ирдяги. Церковь, кладбище. (ГАСО ф.18 оп.1 д.619 – Планы сёл и деревень Ек.у.).

1899 год. 6-й округ. С. Губернское. Свящ. Христолюбов Михаил и Забалуев Адриан, псал П. Протасов. (Спр.кн. за 1899 год, http://www.petergen.com/bovkalo/sp/ekaterinburg1899.html)

1900 год. л.56: Журнал от 12 декабря 1900 г. Слушали: Рапорт Благочинного 6 округа Ек.у., от 5 декабря 1900 г. за №925, с представлением заявления псаломщиков Губернской Тихвинской церкви Николая Протасова и Николая Протопопова от 10 ноября 1900 г. о разрешении последним выдачи квартирного пособия. При этом Благочинный донес Консистории: 1) псаломщик Николай Протасов, холостой, безсемейный, псаломщик Протопопов имеет жену; 2) оба псаломщика получают казенное жалованье по 100 р. в год, пользуются по приходу хлебными сборами и 3) что он находит возможным выдавать означенным псаломщикам квартирное пособие по 3 р.в месяц л.52об: из свободных церковных сумм ввиду того, что священники означенной церкви Михаил Христолюбов и Адриан Забалуев, как более обеспеченные по сравнению с псаломщиками, пользуются готовыми квартирами. Из заявления псаломщиков Протасова и Протопопова видно, что братских доходов в приходе села Губернского на штат получается около 700 рублей в год. … (Разрешено платить квартирное пособие псаломщикам по 2 р. в месяц — Б.В.). (АЕМ ф.5 оп.2 д.10 — Журналы ЕДК за 1-22 декабря 1900 г.).

1901 год. Архивная комиссия.

Л.46: Храм каменный двухэтажный во имя Тихвинской Божией Матери, с благословения Вениамина епископа Пермского и Верхотурского заложен 31 января 1879 года, построен иждивением прихожан, стоимость его до 75 тысяч. Вначале был одноэтажный, но за несоблюдением подрядчиком технической части своды не выдержали, разрушились, после чего по утвержденному плану – было снова приступлено к постройке уже двухэтажного, это было в 1881 году. Планы и разрешение на постройку сгорели в большой пожар 1841 года. Постройка храма закончена в 1892 году и освящение главного придела состоялось 23 июня состоялось по благословению Афанасия епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Колокольня строилась отдельно, начата в 1899 году и окончена в 1901 году тщанием прихожан. Правый придел в честь трех святителей, а левый во имя архистратига Михаила, первый освящен 25-го, а левый 27 июня 1897 года, по благословению Владимира, епископа Екатеринбургского и Ирбитского протоиереем г. Екатеринбурга Василием Луканиным. – Верхний храм ещё не устроен.

Л.46 об: Иконостасы во всех трех приделах новые, обновлению не подлежали, стенной живописи в храме пока нет.

Л.47: В приходе находится приписная Николаевская церковь Сак-Элгинского выселка в 35 верстном расстоянии. Церковь переустроена из деревянной часовни и приписана к Тихвинской церкви как самой ближайшей по расстоянию. Кладбище расположено на южной стороне от селения, открыто в 1848 году, находится в жалком состоянии, огорожено только с трех сторон, а потому свободно служит выгоном для домашних животных всех пород. Памятников и замечательных лиц на нем погребенных нет. Старое кладбище находится в настоящее время на месте построенного храма, упразднено, так как расположено внутри селения, в прочем теперь не существует никаких признаков его. Ограды вокруг церкви нет.

Л.47об: Самостоятельно причта прежде не было. Приход открыт 17 марта 1899 года и ныне положено два священника и два псаломщика – священники получают от казны по 300 р., а псаломщики по 100 р. в год. Добровольных пожертвований за службы и требоисправления на два штата до 1000 р., руги нет; домов церковных два деревянных, построены неизвестно когда, т.к. приобретены прихожанами старыми чрез покупку перед открытием прихода. Попечительства нет. Земское училище есть, построено обществом крестьян с пособием от земства. Детей обучается до 150 человек обоего пола, сколько всего обучалось причт не может дать полноценных указаний, точно так же, когда оно открыто. В приписной Сак-Элгинской Николаевской церкви с 1899 года существует ц.-п. школа, помещается в нарочно построенном здании местным обществом, им же и содержится. – Обучалось в ней 50 детей общества. Библиотека есть, но ещё небольшая. Село носит название Губернское, так как построена на границе двух губерний Пермской и Оренбургской, приход носит название Тихвинского.

Л.48: Начало образования прихода относится к 1765 году, основание положили переселенцы Саратовской губернии Кузнецкого уезда из деревни находящейся по реке Тютняры – почему коренное название села Кузнецкое. Губернское было приписной деревней — и только 1899 года получило самостоятельную жизнь отдельного прихода – с деревней Безпаловкой – прихожане все крестьянского сословия. – Достопамятных лиц для церкви и общества, документы и предания не сохранили; разве только что в (слово неразборчиво) сюда было выселено 77 семейств, по одним известиям для заводских работ, а по другим проиграны в карты Князем Долгоруковым – Генералу Демидову. Раскольников в приходе находится 240 обоего пола, но это не коренные раскольники, а уклонившиеся из православия. – Занесен раскол с времени уничтожения крепостного права из соседних заводов Кыштымского и Каслинского. Все они беспоповщинской или стариковщинской секты. Молельня находится в усадьбе крестьянина Лариона Киприанова, построена самовольно. Влияния на православие раскольники не имеют. Древних обычаев не сохранилось. Поэзия не развита. Общественного управления в приходе нет и не существовало. На месте, где теперь построен Тихвинский храм, находится упраздненное кладбище, весьма малого размера, существовало оно недолго и на нем хоронили только раскольники своих приверженцев, никаких древних признаков не существует, само место нельзя признать за кладбище.

Л.48об: Приход окружен башкирскими селениями (очень небольшими) магометанского вероисповедания. Число трудно определить. Наклонности к принятию христианской веры не имеют, если не считать редких, отдельных случаев. Это население сильно вымирает, причиной служит беспечность в культурном развитии. – Лень, отчего голод постоянный гость башкира. Продолжается ещё не оконченная постройка на средства прихожан – стоимость её до 18 тысяч рублей. – Украшение церкви состояло в настоящем году в приобретении св. икон — Арх. Михаила в 130 р., свят. Николая Чуд. в 120 р., Знамения Божией Матери в 75 р.; напрестольного креста в 140 р.; паникадило 250 р.; хоругви в 100 р. – все это на жертвы отдельных лиц. – Несчастных случаев не было. Владыко и другие значительные лица храма не посещали.

Л.49: Ранее приход самостоятельного причта не имел. Окормлялся священно-церковно-служителями Кузнецкого села Вознесенской церкви. В настоящее время настоятелем храма состоит священник Христолюбов Михаил, при настоящей церкви состоит на службе с начала открытия прихода 11 июня 1899 года – иноепархиальный, получал образование в Учительской Семинарии принца Петра Георгиевича Ольденбургского и выдержал экзамен по богословским предметам курса Духовных Семинарий. Второй священник Забалуев Адриан, при настоящем храме состоит с 21 мая 1899 года – получил домашнее образование – крестьянского сословия. Первый псаломщик Протасов Николай, определенный 21 мая 1899 года, из 1 класса ПДС. Второй псаломщик Протопопов Николай, поступил 4 июля 1900 года, из окончивших курс в городском училище. Церковный староста Чуличков Лука Андреев из здешних крестьян, служит с 1899 года. Священник Христолюбов по окончании курса 1879 года по 1899 год проходил непрерывно обязанности учителя и законоучителя в сельских школах – был председателем попечительства по скорой помощи погорельцам Быньговского завода, духовником в 3-м благоч. округе Ек.у. над 10 церквами – членом миссионерского комитета. – В настоящее время состоит заведующим церковной школы в Сак-Элгинском выселке – председателем строительного комитета, прилагает заботы по благоукрашению храма и заботится неуклонно выполнять пастырские обязанности. – Имеет благодарности от начальства, за усердие обучения детей Библия от св. синода и набедренник. – Священник Забалуев Адриан в течении 4 лет был законоучителем в школе грамоты. Исполнял обязанность приходского миссионера с 28 июля 1893 года по 23 июня 1899 года состоял окружным миссионером. – В настоящее время состоит законоучителем местной земской школы и председателем местного миссионерского комитета . – Много трудился по миссии как знаток раскола – Имеет набедренник. – Раскол изучил будучи сам из среды его. Прихожане усердно посещают храм исполняют долг христианский, радиво слушают слово Божие и стремятся к делам благочестия. Случаев обращения из раскола было два по личному убеждению, совращений не было. – Из других религий перехода в православие не было. Умственное развитие состоит в младенческом состоянии, почему … к грамотности весьма неразвито — … нужно трудиться на этой невозделанной почве.

Л.49об: Пороки: любостяжание, невоздержанность и буйность нравов, не дорожат чужой собственностью, но пьяницами нельзя назвать. Все земледельцы, народ очень трудолюбив. Причт на два штата выслуживает до 1000 р. Больниц нет, на все население рядом стоящих двух сел (Губернского и Кузнецкого) с населением в 15 тысяч один фельдшер!? Наш приход положительно обречен на безпомощь! (Описание храмов и монастырей Е.у. Пермской Архивной комиссией 1901 года — МОГА ф.297 оп.3 д.361)

1902 год. 6-й округ. Преподано Архипастырское благословение священнику Христолюбову Михаилу и членам Строительного комитета: Феклистову Стефану, Тарасову Афанасию, Димитрину Иакову, Замараеву Петру, Феклистов Иоанну и церковному старосте Чуликову Луке, оказавшим плодотворную и полезную деятельность по постройке колокольни при ц.с. Губернского, Ек.у., 6 февраля (ЕЕВ за 1902 год, т.1, с.82, от 16 февраля №4).

Губернское село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд, отстоящее от Екатеринбурга в 180 в., расположено по берегам озер «Большия и Малыя Ирдиги», вблизи озера «Увильды», замечательнаго по своей величине (105 вер. в окружности), неизмеримой местами глубине и необыкновенной прозрачности воды, дающей возможность видеть дно на 10-ти саженной глубине. Озеро это, изобилующее островками (77), отделяется от первых двух полуверстным разстоянием, и есть предание, что все эти три озера составляли некогда одно озеро. В озере много рыбы; несмотря на неудобство ловли, сетями вылавливают от 300 – 600 пуд. рыбы, при чем попадаются окуни в 6 – 8 фунтов; озера эти составляют собственность башкир. Северная и западная часть местности холмистая, с замечательной возвышенностью «Юрмы», на вершине которой всю весну держится снег; около ея отрога «Карабаш» находятся золотоносные пески. Климатическия условия не совсем благоприятны: гниение порослей на берегах озер и испарения от последних часто служат в осеннее время питомником болезней: тифа, скарлатины, лихорадок и пр. Собственная земля крестьян суглинистая, каменистая, неудобна ни для земледелия, ни под пастбище, почему крестьяне обыкновенно арендуют землю у башкир за 15 – 40 верст; некоторые из крестьян живут заработками на прииске Сак-Элгинском, где есть храм и церковно-прих. школа. Основание Губернскаго села относится к 1765 г.; основателями его являются переселенцы Саратовской губернии, Кузнецкаго уезда, в числе 77 семей; по свидетельству одних старожилов эти крестьяне переселены сюда для работ на заводах, а по сказанию других – проиграны в карты князем Долгоруковым генералу Демидову; одни из переселенцев расположились на восточной стороне озера «Большия Ирдиги» и образовали село с наименованием Кузнецкаго, а другие на южной, — на границе двух губерний Пермской и Оренбургской, и назвали свой поселок дер. Губернской. С 17-го Марта 1899 года дер. Губернская переименована в село и вместе с дер. Безпаловой образовала самостоятельный приход с двухштатным причтом при населении 8110 душ обоего пола. В с. Губернском есть смешанная земская школа. Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году. http://www.okorneva.ru

1905 год. Путешествие Владыки в 1905 году: В селах Кузнецком и Губернском нравственное состояние прихожан удовлетворительно, пороков, унижающих христиан, не замечается, усердие к храму видно, школьное дело поставлено удовлетворительно, церкви благоустроены и достаточны. (ЕЕВ за 1906 год, т.2, с.392, от 16 сентября №18).

10 декабря награжден церковный староста этой церкви крестьянин Чуличков Лука – серебряной медалью с надписью «за усердие» (ЕЕВ за 1905 год, т.1, с.44, от 1 февраля №3).

1907 год.  Журнал от 31 июля 1907 г. Разрешить старосте и причту Губернской церкви употребить из церковных сумм 500 р. на ремонт церкви и церковных домов (л.67об; Архив Ек.еп. ф.5 оп.2 д.47 — Журналы ЕДК за 1907 г. 26 июля – 16 августа 1907 г.).

1909 год. 6-й округ. Священник Христолюбов Михаил Иоаннов, окончил учительскую семинарию, диакон с 1887 г., священник с 1891 г., имеет скуфью с 1902 г.; жалованье 300 р., церковный дом. Священник Забалуев Адриан Лазарев, домашнее образование, псаломщик с 1888 г., священник с 1889 г., имеет скуфью с 1903 г.; жалованье 300 р., церковный дом. Диакон Топорков Симеон Константинов, из 1 класса духовной семинарии, псаломщик с 1899 г., диакон с 1905 г.; жалованья нет, церковный дом. Псаломщик Коуров Иоанн Петров, окончил окружное училище, с 1898 г., жалованье 100 р., церковный дом. И.д. псаломщика Конев Иоанн Валентинов, окончил 2 класса духовной семинарии, с 1907 г.; жалованье 100 р. Братский доход 3277 р., земли 35 дес. 2300 саж. Просфорне 36 р. и 6 сажен дров.

Село на озере Ирдаги, от благочинного в 95 верстах. Душ м.п. 4680 и ж.п. 4756. Земская и две школы грамоты: 260 учеников. В приходе д. Безпалова в ¼ в. Почтовая станция Кыштым. (Спр. кн. за 1909 год, с. 61).

1911 год. Снова «Черные вороны» в с. Губернском и Кузнецком. В марте 1909 года в с. Губернское и Кузнецкое приезжали две иоаннитки. Они успешно торговали книгами изданий «Кронштадтский маяк» и венками. Это были разведчики. В октябре того же года появились сюда уже проповедники иоаннитства. Они имели здесь некоторый успех. Двух женщин и одну девушку они увезли в Петербург и совершенно обобрали. Девушка так и не вернулась из Петербурга – осталась в их приюте. Одна женщина сделалась психически ненормальной. В 1910 году приезжали сюда те же иоанниты уже секретно. Останавливались в одном доме, где им сочувствовали, но полиция отправила их отсюда к месту жительства. Однако Иоанниты не могут забыть сел Губернского и Кузнецкого. В начале весны вместе с грачами они снова прилетели сюда. Духовенство стало на страже своей паствы. В первый приезд иоанниток священники сел Губернского и Кузнецкого провели несколько бесед о личности досточтимого пастыря протоиерея о. Иоанна Кронштадтского. … 6 марта на собеседовании в Тихвинском храме прихожане заявили о. Адриану Забалуеву о появлении иоаннитов. Сообщено было об этом и местной полиции. … (ЕЕВ за 1911 год, Н.О., с.449-451, от 15 мая №20).

Награжден к 6 мая, дню рождения Его Императорского Величества: камилавкой – священник Христолюбов Михаил (ЕЕВ за 1911 год, с.173, от 29 мая №22).

1913 год. Поездка Архипастыря по епархии. 13 Октября в 9 ч. 43 м. веч. с поездом железной дороги Преосвященный Епископ Митрофан выехал из Екатеринбурга на ст. Аргаяш II. ж. д. Утром 14 октября Его Преосвященство на лошадях проследовал в село Губернское, где после совершения чина освящения храма и Божественной литургии посетил женское земское и мужское земское училища. Из с. Губернского Владыка проследовал в д. Беспалову, где осматривал сооруженное трудами о. М. Христолюбова прекрасное каменное здание церкви-школы и посетил классы. Во всех трех школах Его Преосвященство спрашивал учащихся из Закона Божия и др. предметов школьного курса. В Безпаловской ц.-пр. школе смотрел тетради учащихся по чистописанию и диктанту. (ЕЕВ за 1913 год, от 20 октября №42, Н.О., с. 1005).

Первая Мировая Война.1914 год. Ко дню Святой Пасхи за ревностное и полезное служение Церкви Божией награждены нижеследующие лица: скуфьями—священники: церкви села Губернскаго того-же уезда Панов Михаил (ЕЕВ №12 от 23 марта 1914 года, с. 113).

Перемещен для пользы службы, настоятель церкви села Губернского, Екатеринбургского уезда, священник Христолюбов Михаил на вторую священническую вакансию к церкви села Огневского того же уезда,—18-го ноября. (ЕЕВ №48 от 30 ноября 1914 года, с.450).

Представлены в Екатеринбургский Епархиальный Попечительный Комитет для нужд больных и раненых воинов следующие вещи и следующими лицами и учреждениями: От председателя Попечительного Совета при церкви села Губернского, священника Михаила Христолюбова: 11 пар чулок, 28 пар теплых носок, 4 пары бумажных носок, 15 пар рукавиц, 1 пара наушников, 10 полотенец, 28 пар портянок, 17 рубашек, 23 штуки кальсон, 20 штук шаровар, 10 пар перчаток, 4 мотка ниток, 7 штук кисетов, 1 фунт табаку (мах.). 18 листов бумаги (курит.), 3 носовых платка, 1 теплый жилет, 1 жилет простой, 1 визитка из серого сукна, 1 сюртук черный, 1 мундир солдатский и 1 меховой полушубок. (ЕЕВ №52 от 28 декабря 1914 года, с.510).

1915 год. 6-й округ. По штату: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Священник Христолюбов Михаил Иоаннов, 53 лет, окончил учительскую семинарию, имеет наперсный крест от Св. Синода. Священник Панов Михаил Стефанов, 52 лет, из 3 класса Далматовского духовного училища, имеет скуфью. Диакон Топорков Симеон Константинов, 33 лет, из 1 класса Пермской семинарии. Псаломщик Коуров Иоанн Петров, 58 лет, окончил Богословское окружное училище. Псаломщик – вакансия.

В приходе деревня Безпалова. (Спр.кн. за 1915 год, с.40).

Оставлен на прежнем месте служения в селе Губернском, Екатеринбургского уезда, священник Христолюбов Михаил, — 10 января. (ЕЕВ №3 от 18 января 1915 года, с. 17).

Приняты на действительную военную службу и. д. псаломщиков: церкви с. Губернскаго, Екатеринбургскаго уезда, Воинственский Анатолий — 14 Августа. (ЕЕВ №40 от 4 октября 1915 года, с. 522).

1916 год. Село Губернское. В последних числах января сего 1916 года, в наш приход вернулся в краткосрочный отпуск с боевых позиций подпрапорщик, сын местного крестьянина Стефан Герасимов Пичугов, георгиевский кавалер. Появление героя -воина, среди местного населения, было встречено с чувством полного удовлетворения. Настоятель прихода, чтобы использовать это чувство, обратился к членам Церковного Попечительного Совета с просьбою почтить героя. Попечительный Совет с особой готовностью откликнулся на призыв своего батюшки, к ним примкнули многие почетные прихожане и, все сообща, решили поднести Св. Икону „Спасителя». В день Сретения Господня, по окончании Божественной Литургии и молебна о даровании победы над врагом, в присутствии множества молящихся и была вручена Святая Икона герою-воину. При этом о. Настоятель приветствовал его следующей речью: „Сын наш, доблестный воин Великой Руси Стефан Герасимович! Вот уже проходит второй год, как Св. Русь переживает страшную мировую войну, от которой стонет земля, миллионы народов проливают слезы, и море крови все ширится и растет, заливая все новые и новые пространства земли. Надменный враг-немец, потерявший всякое человеческое достоинство, как лютый зверь, набросился на нашу родину и другие народы и в своей гордости рассчитывал разграбить, поработить и пленить Св. Русь. Первое, скажем, хотя отчасти, ему удалось: он, как разбойник, грабит, разрушает и никому не дает пощады, как дикий зверь набрасывается на мирное население, придумывает различные яды, дабы утолить свой глад человеческим телом, а жажду — человеческою кровью. Но за то, верим, что последнее его намерение не может осуществиться: враг будет побежден! Могучей Руси ему не пленить! Против ненавистного врага восстала Русь, как один человек, все слились в один грозный вал, и послала она, посылает и будет посылать на защиту свою, храбрых, мужественных, стойких, непобедимых чудо-богатырей, в числе которых оказался и ты, глубокоуважаемый Стефан Герасимович! … и т.д. …

С глубокими вниманием была выслушана речь отца настоятеля всеми присутствующими. Среди переполненного храма находились и вновь призванные второразрядники. Искренние слезы благодарности каплями падали из глаз героя-воина на его широкую грудь. Приложившись к поднесенной Св. Иконе и восприяв благословение от о. настоятеля, доблестный воин, не растерялся и здесь в храме, испросив разрешение, он обратился к представителями прихода и присутствующим со следующими словами: Добрый Батюшка и Вы, Дорогие односельчане! Позвольте и мне поблагодарить всех Вас за участие и добрые ко мне чувства. Я раньше не щадил своей жизни, а теперь еще с большею силой, ободренный и одушевленный Вашими чувствами, не пожалею своей жизни, свято исполню долг свой. А товарищам передами, что все Вы любите нас, заботитесь о нас, не забываете и горячо молитесь за нас. Еще раз благодарю Вас, дорогие односельчане!». Подпись: Священник Христолюбов Михаил. (ЕЕВ №9 от 28 февраля 1916 года, Н.О., с.143-145).

Революция 1917 года (Октябрьский переворот). 1918 год. Перемещен: священник ц. с. Сугоякскаго, Шадринскаго у., Наумов Иринарх к ц. с. Губернскаго, Екатеринб. у., 19/6 Марта с. г. (ИЕЦ № 5 от 19 марта/1 апреля 1918 года, с. 91).

По благословенно Преосвященнейшего Григория, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 30 апреля сего 1918 года Благочинным 6-го округа Екатеринбургского уезда, священником Ляпустиным Николаем было совершено освящение храма в честь Великомуч. Георгия Победоносца в деревне Безпаловой прихода Тихвинской церкви села Губернского Свящ. М. Христолюбов. (ИЕЦ №11 от 1-15 июня 1918 года, с.201-202).

1925 год. л.16: Доклад по обследованию возможностей антирелигиозной пропаганды в Кыштымском районе. …К обновленцам с большим или меньшим основанием относят священника Хлопотова (Кыштым), Цветухина (Губернское) и Наумова (Кузнецкое). Влияние на прихожан категорически потеряли пьянством: Ляпустин (Кыштым) на Пасхе пьяного попа отхаживали врачи, Хлопотов (Кыштым) …, Баженов (Кыштым) на Пасху вместе с дьяконом упал из коробка и не был пущен церковным советом к службе. Христолюбов (Губернское) потерял авторитет корыстолюбием и т. п. Цветухин — как обновленец. Авторитетом среди старух пользуется Топорков (Карабольск.).

л.16об: Хлопотов встречал с хлебом-солью Советские войска, за что и назвали попа — коммунистом. Христолюбов (Губернское) в Колчаковщину был активным доносчиком. В диспутах участвовал Пьянков (Кыштам), Топорков (Карабаш) и Наумов. Священик Топорков, выступая по докладу 6 мая выразился: «Быть может, мы снова будем преподавать в школах Закон Божий». … В Губернском духовенство не знало после Пасхи что делать с яйцами и хлебом… В Кузнецком священник Наумов обрабатывает землю… Ремонт церквей производится в Кузнецком и Губернском, починка крыш, побелка.

л.17: В Карабаше поставлена печь. …В Губернском так же есть сектанты-бегуны (до 50 чел.) … (ЦДООСО ф.6 оп.1 д.704 — Протоколы оргбюро антирелигиозной пропаганды. Отчеты, доклады, записки и обследовательский материал о работе антирелигиозной пропаганды и проведения массовых экскурсий по районам округа и в г. Свердловске. Планы работ агитпропотделов Обкома, окружкома, райкомов и культурно-просветительских организаций. 1925 г.).

1936 год. Священник Христолюбов Михаил Иванович (1860 г.р.). Образование получил в Санкт-Петербургской Учительской семинарии в 1879 году. В начале 1880-х годов приезжает на Урал. Работает учителем в сельских школах. В 1887 году был рукоположен в сан диакона с назначением в Алапаевский-Экономический приход. В 1891 году рукоположен в сан священника, служил в селе Мехонском, откуда в мае 1894 года был переведен на службу в Николаевский храм Быньговского завода. Исполняя свое пастырское служение в Быньговском он публикует краеведческое исследование на тему «Краткий исторический очерк Быньговского храма и прихода». 11 июня 1899 года по собственному прошению был переведен в Богородице-Тихвинскую церковь села Губернского. Свое священническое служение совмещает с работой чиновника. Он добивается строительства новой сельской школы, открывает общество трезвости. За понесенные труды был награжден следующими наградами: — в 1902 г. цветной скуфьею, 1910 г. – золотым наперсным крестом, а позднее саном протоиерея. Прослужил он в Губернском до конца своих дней. Скончался в 1936 году. Сохранилось надгробие с места его захоронения.

Сельский храм долгое время бездействовал (в 1937 году закрыт и разграблен). Сначала здание отдали под сушку и хранение зерна, оно начало потихоньку разрушаться.



1970 год. Фото: М.П. Мочалова



С 1979 года храм оказался бесхозным. Интерьеры церкви, ее внутреннее убранство и главные святые, не сохранились. Полностью разрушена крыша и частично кирпичные своды, осыпается окрасочный слой и штукатурка, разворованы кованые оконные и дверные решетки с изысканным рисунком и чугунные плиты с изображением солнца, которыми был выложен пол на первом этаже. А вместе с храмом обнищали и села. Смолино вообще было целиком сожжено вместе с деревянной церковью как кулацкое село. Из 27-ми тысяч в современных Тютнярах, разделенных на Губернское, Кузнецкое и Беспаловское, ныне проживают всего три тысячи человек.

В 1990-х гг. храм передан Челябинской епархии [настоятель — о. Александр (Погудин)]. Ремонтные работы по восстановлению Тихвинского храма начались осенью 1995 года. В храм провели электричество и начали завозить стройматериалы. Восстановлен алтарь на первом этаже.



1995 год. Из фонда ГНПЦ



Из книги: "Православные храмы Челябинской области". Челябинск, 2008






2009 год



2015 год



2016 год



30 сентября 2018 года. Фото: Ю. Латышев






















Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.01.1999 г. № 457

Tags: Аргаяшский район, Губернское, Челябинская область, объект культурного наследия, церковь
Subscribe

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments