yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Церковь у плотины

Церковь у плотины (Ашинский район, г. Миньяр, ул. Заикина, 7) - объект культурного наследия регионального значения (1795-1819).



2016 год





Местонахождение: Ашинский район, г. Миньяр, ул. Заикина, 7

В 1771 году симбирские купцы И. Твердышев и И. Мясников заложили на месте слияния рек Сим и Миньяр плотину и построили водяную мельницу и лесопилку. Таким образом, они основали селение с первоначальным названием Нижнесимская пристань.

Уже после подавления войсками Екатерины 11 крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, полковник которого С. Юлаев полностью сжег Симский и Илекский заводы, Мясников и Твердышев решили на уже обжитом месте заложить новый железопередельный завод, получивший название Миньярского .

Начало работы по постройке нового завода Указ Берг – коллегии определяет 1784 годом.

Введенская церковь Миньярская возведена по заказу полковницы Ирины Ивановны Бекетовой, дочери симбирского купца Ивана Семёновича Мясникова, основателя и совладельца Миньярского железоделательного завода.

Строительство церкви началось в конце 18 века по проекту архитектора Е. Г. Малютина — школы известного русского зодчего М. Ф. Казакова. Матвей Казаков, загруженный заказами на перестройку Москвы после очередного пожара, поручил разработку проекта церквей для богатых уральских заводчиков одному из лучших своих учеников Ефиму Малютину. Малютин при работе над проектами пользовался советами и консультациями самого мастера. Более того, М. Казаков рекомендовал Е. Малютину использовать в качестве базового проекта свой проект церкви, возведенной им в Москве на Козьем Болоте ( существует и до наших дней) .

Молодой архитектор воспользовался советом своего учителя, но проявил и свое мастерство, свой профессионализм. Это ярко проявилось в привязке проекта к местности. Православная церковная традиция рекомендует возводить церкви на возвышенных местах, так, чтобы они как бы осеняли поселения, но Миньярский завод изначально располагался в котловине между шестью горами, а расположить церковь на одной из этих гор означало бы удалить храм Божий от жилых домов, затруднить его посещение верующими. Это было тем более нежелательно, потому, что среди первых поселенцев Миньярского завода было немало старообрядцев «к церкви государственной не усердных и своими беглыми с Вятки, али с Белой Криницы, не право миропомазанными попами окормляемых».

Поэтому автор проекта избрал наилучший в данном случае вариант – храм возведен на «стрелке», т. е. на возвышенном берегу на месте слияния Сима и Миньяра в самом центре старого поселения.

Церковь строилась из красного кирпича в низине, окруженной высокими горами, на «стрелке», месте слияния реки Миньяр и реки Сим, на самом берегу. Своими размерами (44 метров в длине, 21,5 метром в ширине), монументальностью форм она под-стать могучей уральской природе. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь представляет собой купольный храм из красного кирпича, имеет традиционную техническую композицию из храмовой части, трапезной и колокольни. Имеет высоту с современный девятиэтажный дом и является один из немногих сохранившихся на Урале ротондальных храмов.

Церковь имеет трехчастную продольно-осевую комбинацию и состоит из храмовой части — ротонды, трапезной и колокольни. Церковь была заложена в 1785 году. Строительство ротонды начато в 1795-1797 гг., затем строились трапезная и колокольня, в которой находились 5 колоколов: 4 малых и 1 большой — «Благовест». В 1819 году церковь была полностью построена и освящена. Иконостас выполнялся в 1822-1837 гг. Миньярскую церковь можно отнести к самым интересным памятникам русского классицизма. Единственная в своем роде, наряду с Илекской церковью, на Урале.

Из описания церкви того времени следовало, что она была просторна, имела прекрасную акустику, расписные фрески украшали нежно-голубые своды ротонды и трапезной, дорогие иконы и царские ворота были оформлены золотом, а пол церкви был выложен чугунными плитами с рисунком.





С мая 1929 года (по другим данным уже в 1927 году) богослужение в церкви было прекращено. На протяжении последующих 50-ти с лишним лет здание использовалось сначала под школу ФЗО, затем под заводской «Клуб металлургов». В клубе находились различные кружки, спортивные секции, кинотеатр. Этот кинотеатр был единственным в городе, пока в середине 1960-х годов не появился широкоэкранный кинотеатр «Юность». В 1960 году на центральной площади году был построен просторный Дворец культуры «Металлург», в который переместилась вся культурная жизнь города.



1970 год. Фото: М.П. Мочалова




А кинозал в бывшей церкви работал до конца 1970-х годов как кинотеатр повторного фильма. Затем здесь была лыжная база.





 В 1980-х годах здание было заколочено и заброшено. С 1991 года, после ремонта части трапезной, в приделе Николая Чудотворца стали проводиться церковные службы. В 2003 году на средства федерального бюджета начаты работы по проекту реставрации с целью воссоздания и сохранения первоначального облика церкви. В настоящее время здание передано в безвозмездное пользование Челябинской епархии Русской Православной церкви.



2007 год






2008 год








2011 год



2014 год



2015 год







2016 год








24 сентября 2018 года. Фото: Ю. Латышев















Источники: http://sobory.ru/photo/232414;
http://www.minyar-city.ru/city/churches/introduction_of_the_blessed_virgin_mary_church.php;
http://vvdtenie.cerkov.ru/istoriya/


Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: решение исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 30.03.1971 г. № 154

Tags: Ашинский район, Миньяр, объект культурного наследия, церковь
Subscribe

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments