yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Дворец культуры вагоностроителей имени Т.Я. Белоконева

Дворец культуры вагоностроителей имени Т.Я. Белоконева, рег. номер 741410175110005 (г. Усть-Катав, ул. Комсомольская, 38) - объект культурного наследия регионального значения (1937-1952 гг.).







Местонахождение: г. Усть-Катав, ул. Комсомольская, 38

Дворец культуры им. Т.Я. Белоконева был спроектировано под клубное учреждение; первый клуб вагоностроителей действовал в 1930-е гг. в здании храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского (Александро-Невской церкви, есть на фото С. М. Прокудина-Горского), разобранном во время разбивки парка вокруг нового Дворца культуры.

Строительству Александро-Невской церкви предшествовал пожар, который произошёл в июне 1890 г. на праздник св. Троицы. За три часа сгорело в тот день 262 дома. Шли разговоры, что это бедствие – гнев Божий и на одном из собраний 1890 г. было принято решение построить в Усть-Катавском поселке вторую церковь на средства, собранные с населения. Начался сбор пожертвований. В Христорождественской церкви, была установлена кружка для сбора средств «на храм». С рабочих завода стали вычитать с каждого заработанного рубля одну копейку. Строительство храма обошлось в 55 тыс. рублей.

В 1911 году кирпичная новая церковь была открыта. Её освятили в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Алтарная часть церкви расположилась в районе круга бывшего малого фонтана, что находится ближе к зданию администрации в парке ДК. С 1930-х годов церковь переоборудовали под клуб, после строительства ДК, её сломали.

Кирпичное 3-этажное здание ДК (58×29 м) построено в стилистике неоклассицизма: мощная аркада 1-го яруса служит основанием балкона 2-го этажа, оформлено коринфским портиком из 6 колонн, увенчано треугольным фронтоном. Сведения о первоначальном проекте строительства утрачены. Отделка фасадов в ходе строительства претерпела значительные изменения: кровля стала 2-скатной, была увеличена высота фронтона, убраны скульптуры по обеим сторонам балкона. На рельефном декоре фронтона изображены перекрещенные знамена, объединённые символами искусств. Между колоннами на главном фасаде — барельефы русских писателей и медальоны с барельефами К. Маркса и В. И. Ленина. Боковые фасады украшены пилястрами, медальонами и лепными наличниками, имитирующими гирлянды; на балюстраде парапета и балкона установлены вазы. Фасады и интерьеры стилизованы в классических формах русского театра 19 в.: множество лепных элементов (медальонов, розеток), копий картин, зеркал; соответствующее сочетание цветов (белый, голубой, золотой). В оформлении интерьера использовано характерное для сталинской эпохи сочетание белого, золотого, зеленого цветов, индивидуально изготовлена мебель в стиле ампир и люстры (в зрительном зале — хрустальные). Зрительный зал на 585 мест. В коридорах ДК — 2 люстры из храма во имя Св. Благоверного князя Александра Невского, подаренного купцом В. Е. Логиновым. Здание расположено в центральной части города, является композиционным центром окружающей застройки и доминантой центральной площади и парка перед ДК.

Строительство Усть-Катавского Дворца культуры вагоностроителей началось в 1937-1938 гг. Дворец культуры в Усть-Катаве строили по проекту Дворца культуры города Златоуста.

По воспоминаниям Дмитрия Федоровича Патрина, тогда старшего рабочего по снабжению стройматериалами стройки Дворца, в 1937-1938 гг. начальником строительства Усть-Катавского ДК был Шмаков, приезжий специалист. На стройку на лошадях завозили песок, гравий, убрали окрестные частные дома. После того, как стройку обеспечили необходимыми строительными материалами, Д.Ф. Патрин стал бригадиром подсобных рабочих. В бригаде было 28 женщин. Все работы на стройке производились вручную. В 1938 г. начальником стройки стал Мельников Иван Васильевич. Прорабом стройки был Пигалов Иван Тимофеевич - старший прораб ОКСа.



Развернувшееся строительство Усть-Катавского Дворца культуры прервала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. К началу войны стены и крыша Дворца были в основном поставлены, но предстояла доработка и отделка здания.



В условиях военного времени здание Дворца культуры приспособили под общежитие. Тогда в Усть-Катав прибывало много населения из оккупируемых врагом западных районов страны, и из восточных республик СССР. Кто по тем или иным причинам не был на фронте, тот вливался в «армию» тружеников тыла. В общежитии, устроенном в здании будущего Дворца культуры, жили люди разных национальностей : украинцы, узбеки и др.Особенно много было узбеков.

Окончилась война. Люди возвращались к заботам мирной жизни, в том числе и к строительству Дворца культуры, прерванному войной. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. на стройку ДК вагоностроителей завод направлял многих своих работников. Дворец культуры строился методом народной стройки. Здание дорабатывали, отделывали, оформляли. Ступени лестниц шлифовали вручную.

Имелась задумка все кресла отделать малиновым бархатом, которого необходимо было 500 метров. По этому вопросу директор вагоностроительного завода Т.Я. Белоконев обратился к И.В. Сталину, прося выдать бархат. Сталин дал согласие. Этот малиновый бархат сохранился на балконах Большого зала Дворца культуры.

Вообще, директор УКВЗ Тимофей Яковлевич Белоконев ежедневно лично контролировал работу на строительстве Дворца, а порой, засучив рукава, и сам трудился здесь же на субботниках. Будучи неплохим художником, Белоконев вникал во все тонкости отделки здания, его интерьера.

Люстры для этого зала заказывались одновременно с люстрами для Большого театра в мастерских Московского Метростроя. Центральная люстра Большого зала называется «Невеста», а две боковые люстры – «Свахи» (под такими названиями люстры проходили по каталогу).

Отделкой здания Дворца культуры занималась целая группа одаренных людей под руководством скульптора Ивана Ивановича Акулова - автора большинства сложных лепных деталей оформления интерьеров и фасадов, скульптур Маркса и Ленина (при открытии была также установлена скульптура И. В. Сталина) на площади перед ДК.  В эту группу был включен и Павел Ильич Биев, работавший в конструкторском бюро. Павел Ильич много труда вложил в подготовку убранства Дворца. Он копировал картины известных художников, которые потом украсили интерьер. Вместе с И.И. Акуловым П.И.Биев продумывал каждую деталь убранства, им было подготовлено большое количество набросков, этюдов. Неоднократно творческая группа выезжала в командировку для ознакомления с известнейшими историческими зданиями страны. Были художники и в Москве, и в Ленинграде, откуда возвращались с новыми идеями, воплощавшимися при украшении Дворца.  Копии с художеств. полотен для украшения интерьеров выполнены В. И. Биевым, П. И. Биевым, Г. Киселевым, В. Наруковым, С. Филичкиным и др. 1Благодаря усилиям этих талантливых людей Дворец культуры выглядит как настоящее произведение искусства.

После того, как была закончена отделка Дворца культуры, И.И. Акулов занялся созданием памятников В.И.Ленину и К.Марксу. Сейчас они украшают площадь перед Дворцом . Свои деревянные статуэтки Павел Ильич Биев передавал и позднее во Дворец культуры, также как и его брат Виктор Ильич нес туда в дар свои картины.

\

1950 год



8 ноября 1952 г. состоялось открытие ДК вагоностроителей (ныне это МУ культуры «Городской ДК им. Т. Я. Белоконева»).





1957 год







В стенах трехэтажного здания разместились многочисленные творческие коллективы и кружки. А 6 июля 1993 г. решением Усть- Катавского городского Совета Дворцу культуры вагоностроителей присвоено имя Тимофея Яковлевича Белоконева - талантливого руководителя и просто человека, много сделавшего для возведения этого величественного здания.

Белоконев Тимофей Яковлевич

Белоконев родился 3 февраля 1906 года в деревне Смагкеевка Кантемировского района Воронежской области. В 1932 году он стал мастером на Московском машиностроительном заводе, а после окончания Московского машиностроительного института в 1937 году становится начальником цеха завода имени Калинина в Свердловске. А военные годы с 1941 по 1945 годы Белоконев был начальником цеха имени Молотова. В те годы он получил орден Красной Звезды и «Знак Почета».

Директором Усть-Катавского завода имени Кирова Белоконев становится в 1949 году. За годы директорства он был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956) и орден Ленина (1967).

В 1967 году Белоконев ушел на пенсию. А 10 июня 1981 года скончался в селе Подлипки Московской области.



Но Дворцу культуры не повезло. Проектировщики поставили его метрах в пятидесяти от мест, где некогда был фундамент храма, и… прогадали. Как выяснилось позже, место для нового храма - культуры - выбрали не только с подмоченной разрушителями церквей репутацией, но и мокрое по сути: прямо под зданием бьют какие-то родники. А предки-то знали, где церкви ставить…

В советские времена ДК поддерживали вполне прилично, практически каждый год его красили - очень хорошо помню детские воспоминания, когда Дворец становился то голубым, то розовым. Но стоило союза распасться, и потихоньку стал распадаться и его культурный символ. К середине девяностых он был плох, а еще лет через пять-десять - просто ужасен.



В 2009 году Усть-Катавскому дворцу культуры подарили шанс на второе рождение: его стали капитально ремонтировать. Процесс длился долго, но… «строили мы, строили и, наконец, построили», точнее, отремонтировали. В здании починили кровлю, его полностью отштукатурили заново. Хотя, подземные воды берут свое, так что вопрос - на долго ли…













2011 год



2013 год



2014 год



2016 год

















С 1 апреля 2017 года в большом зале ДК оборудован современный 3D-кинозал, в котором можно смотреть российские и мировые премьеры фильмов.



Июль-август 2020 года. Фото: Артём Краснов

Источники: http://ukdk.chel.muzkult.ru/history/;
http://www.карта74.рф/tourism/sights/dvorec_kultury_im_tya_belokoneva/;
https://chelbloggers.livejournal.com/1104654.html;
https://usenko-ru.livejournal.com/26634.html;
http://chel-portal.ru/enc/dvorec_kultury_vagonostroiteley;
Устьянцев С.В. Усть-Катав: завод и город. Екатеринбург, 2008


Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.01.1999 г. № 457

Tags: Усть-Катав, объект культурного наследия
Subscribe

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • 55 лет Челябинскому отделению ВООПИК

    31 января 1966 года Челябинская областная учредительная конференция постановила организовать региональное отделение ВООПИК.…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments