yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Водонапорная башня

Водонапорная башня (г. Сатка, территория железнодорожного вокзала) - объект культурного наследия регионального значения (1898).



4 августа 2018 г. Фото: Ю. Латышев





Местонахождение: г. Сатка, территория железнодорожного вокзала, ул. Вокзальная

Здание водонапорной башни входит в комплекс первоначальных сооружений железнодорожной станции, основанной в конце XIX века.

В 1887-1890 гг. была построена Самаро-Златоуствская железная дорога – уникальное инженерное сооружение. Её строительство велось вручную, иногда применялись взрывные работы. В некоторых местах приходилось отводить от железной дороги русла рек. Например, для отвода реки М. Бердяуш строители пробили в скале выемку длиной 300 м. «Восемь процентов изыскателей навсегда сошли со сцены, главным образом от нервного расстройства и самоубийства. Это процент войны», - писал в статье «Несколько слов о Сибирской железной дороге» писатель, публицист, инженер-изыскатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

Он возглавлял одну из изыскательских партий. Часто рабочие впечатления становились сюжетами произведений. В очерке «Вариант» (Написанной в 1888 г., опубликованной в 1910 г.) писатель описывает строительство запроектированного им тоннеля на перевале Сулея. В день прибытия первого поезда в Златоуст 8 сентября 1890 г. Гарин-Михайловский выступал на торжественном собрании с речью, подчеркнув, что «строители работали не за страх, а за совесть». Правительственная комиссия особо отметила, что дорога Уфа – Златоуст представляет большой научный строительный интерес, и может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами. За участие в строительстве в должности начальника участка Гарин-Михайловский был награжден орденом Святой Анны

В 1896 г. началось строительство железнодорожной ветки Бердяуш – Бакал, предназначенной для доставки железной руды с рудника на Саткинский и Златоустовский заводы. 8 января 1900 г. по ветке открылось движение поездов.

Описание объекта: Башня расположена в непосредственной близости как от железнодорожных путей, так и от городского пруда, откуда осуществляется водозабор. В плане башня представляет собой квадрат, крыша двухскатная, кровля – шиферный лист. Нижний ярус обложен рустованным камнем, верхний обшит деревом.

Каменная часть башни обрамлена крупно рустованными лопатками по углам, оконные и дверной проем так же выделены лопатками. Высокие прямоугольные окна первого этажа обрамлены скромными каменными наличниками, портал главного входа акцентирован порталом с аналогичным декором. Нижний ярус венчается аркатурным карнизом со ступенчатым кронштейном.

Второй ярус башни обшит вагонкой. Скромные деревянные наличники с сандриками охватывают два небольших окна второго этажа. Деревянный портал с аналогичным декором обрамляет дверной проем, ведущий на небольшой балкон, спуск с которого ранее осуществлялся по наружной металлической лестнице, в настоящее время утраченной. Второй ярус завершается деревянным карнизом.

Источник: http://museysatka.ru/htmlpages/Show/ObektykulturnogonaslediyaSatki/ObektykulturnogonaslediyaSatki



1900-е гг. Фото предоставлено Е.Казаковым


1917 г. Фото предоставлено Е.Казаковым



Фото Александра Утробина











2015 год. Фото предоставлено Е.Казаковым



Источник



Фотографии предоставлены Е. Казаковым













4 августа 2018 года. Фото: Ю. Латышев





Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26.06.2008 г. № 1221; Постановление Правительства Челябинской области от 22.05.2008 г. № 138-П.

Tags: Сатка, водонапорная башня, объект культурного наследия
Subscribe

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments