yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Историко-мемориальный комплекс Каслинского городского кладбища. Часть 1

Историко-мемориальный комплекс Каслинского городского кладбища. Часть 1:
1) Могила скульптура А.С. Гилева,
2) Могила М.В. Бабкиной,
3) Могила скульптора А.В.Чиркина,
4) Могила скульптора П.С.Аникина,
5) Могила скульптора В.Ф.Торокина,
6) Могила скульптора Н.Р.Баха,
7) Могила скульптора К.А.Клодта,
8) Могила Л. Титовой,
9) Могила мастера художественного литья И.С. Мочалина,
10) Могила мастера художественного литья С.М.Гилева

(г. Касли, ул. Р. Люксембург, 129) - объект культурного наследия регионального значения (XIX- XX).



Май 2018 года. Фото Ю. Латышева










Местонахождение: г. Касли, ул. Р. Люксембург, 129:
1) Могила скульптура А.С. Гилева,
2) Могила М.В. Бабкиной,
3) Могила скульптора А.В.Чиркина,
4) Могила скульптора П.С.Аникина,
5) Могила скульптора В.Ф.Торокина,
6) Могила скульптора Н.Р.Баха,
7) Могила скульптора К.А.Клодта,
8) Могила Л. Титовой,
9) Могила мастера художественного литья И.С. Мочалина,
10) Могила мастера художественного литья С.М.Гилева


Кладбище открыто во время эпидемии холеры в 1848 и до 1920-х гг., являясь приходским, находилось в ведении каслинских церковнослужителей. Согласно православному обычаю имело 2 входа: центральный (главный) и так называемый «придел», через который хоронили лиц, покончивших жизнь самоубийством. В 1904 году на средства старосты Вознесенской церкви А. И. Шелегова на территории кладбища была построена часовня в честь Св. Прп. Серафима Саровского Чудотворца. Своеобразный облик кладбище приобрело в пореформенный период (1861—1917) за счет архитектуры малых форм, выполненных в мраморе и чугуне по художеств. моделям императорских заводов, с православной символикой; получило известность благодаря скульптурным композициям с изображением библейских пророков и русских святых. В летописи Вознесенской церкви записано: «Внутренний вид кладбища, особенно летом, благодаря массе зелени и множеству мраморных и чугунных (местной заводской работы) памятников очень красив".  С установлением Советской власти и закрытием православных храмов кладбище было передано в ведение коммунальных служб. В период 1920—30-х гг., в ходе комсомольских атеистических рейдов, подвергалось многочисленным актам вандализма: памятники на православных и католических захоронениях сталкивались и разрушались, кресты сбивались и спиливались. В 1970—1980-е гг. многие детали надгробий, представляющие историко-художественную ценность, были утрачены (расхищены коллекционерами, повреждены). С 1950-х гг. (особенно в 1970—80-е гг.) появилось большое количество надгробий в виде бюстов, в основном отлитых в цехе художеств. литья машиностр. завода по моделям каслинских скульпторов П. С. Аникина, Гилева, В. П. Зобнина, Ю. К. Немытова, О. А. Скачкова, А. В. Чиркина. В историко-мемориальный комплекс входят надгробия на могилах: кавалера орд. Трудового Красного Знамени В. С. Каракозова, участников Гражданской войны М. Н. Владимирова, И. П. Подергана, 1-го секр. райкома КПСС Г. В. Щербакова, сержанта срочной службы В. Н. Яскина, заводских мастеров и рабочих Б. Н. Бакаева, В. В. Блинова, М. И. Зацепина, А. В. Кобелева, педагогов В. С. Блиновскова, Т. С. Гудковой, В. В. Шабалина, садовода-селекционера В. И. Смирнова, бывшего политзаключенного В. С. Макарова, горожанок С. П. Ахлюстиной, Е. Н. Гилевой (матери скульптора), Н. Горбуновой, А. П. Иовлевой, С. Ф. Кичевой. В советский период наибольшее распространение получили захоронения с надгробиями-памятниками в виде усеченной 4-гранной пирамиды (т. н. тумбы), сваренной из листового железа (средние размеры 1,25×0,45×0,45 м). В верхней части пирамиды, как правило, крепилась 5-конечная звезда. К боковым плоскостям монтировались ажурные чугунные венки с эпитафиями; чугунные венки помещались также отдельно от тумбы на 2 перекрещивающихся металлич. стойках. Растительный орнамент и надписи на венках исполнялись в невысоком рельефе. Характерные образцы памятников-тумб установлены на могилах воинов, умерших в местном госпитале от ран, и участника Гражданской войны Г. Я. Дунаева. С конца 1970-х гг. начали устанавливать стелы, изготовленные из природного камня (мрамора, гранита) или отформованные из цемента с мраморной крошкой; православную символика (крест) сменила советская (5-конечную звезду). Наибольшее распространение надгробия-стелы получили в 1990-х гг.; характерные образцы таких памятников установлены на могилах полного кавалера орд. Славы А. Н. Булаева, мастера художеств. литья И. П. Кочергина и мн. др. В 1993 г. по инициативе гор. отдела культуры была составлена смета на реставрацию сохранившихся памятников (на общую сумму 1 485 347 неденоминир. руб.). На выделенные средства (10% сметной стоимости) восстановлен ряд мраморных и чугунных надгробий с православной символикой в центральной аллее, надгробие с католическим крестом на могиле земского врача А. П. Волянского. По инициативе А. В. Мальцева, возглавлявшего в 1-й пол. 1990-х гг. городскую и районную администрацию, была заасфальтирована центральная аллея, отремонтирована каменная ограда кладбища, территория поддерживалась в надлежащем санитарном состоянии (работы вело муниципальное предпр. «ПМОКХ», рук. Б. Л. Цимбаленко). В конце 1990-х — начале 2000-х гг. из-за повышенного спроса на цветные металлы массовый характер приобрело хищение с надгробных памятников деталей, изготовленных из бронзы, латуни, алюминия; участились акты вандализма. Пострадали многие десятки могил, в т. ч. 7 паспортизир.: Гилева, Гилевой, Кичевой, В. Ф. Торокина, Чиркина, Ф. С. Чуфаровой, Щербакова.



Могила скульптура А.С. Гилева

Александр Гилев родился в 1928 году. В 1942 году начал трудовую деятельность на заводе, был учеником слесаря-чеканщика. В 1944 году стал студентом каслинского ремесленного училища № 18, преподавателем лепки был Павел Степанович Аникин. В 1945 году стал чеканщиком-гравером.



В 17 лет создал скульптурную композицию «Солдат после войны», которая в 1945 году была представлена на выставке в Колумбии, за что получил награду «Отличник государственных трудовых резервов». Проходил обучение в заводской мастерской скульптора Аникина. Создал скульптуру — портрет казахского поэта Джамбула Джабаева, представленный на Всесоюзной выставке прикладного искусства. В 1947 году стал слесарем-чеканщиком, лепщиком-модельщиком.

Скульптуры Александра Гилева расположены на Южном Урале, в Нижнем Тагиле, Москве, Байконуре и Семипалатинске. Большинство работ относится к типу станковой скульптуры. Его работы экспонировались заграницей, в том числе в Англии, Италии, Бельгии, Франции, Колумбии. В 1947 году он завершил свое обучение в ремесленном училище и поступил в Уральское училище прикладного искусства Нижнего Тагила по двум специальностям: «художественная обработка металла» и «скульптор». Учился у Михаила Павловича Крамского.

Александр Гилев параллельно преподавал в училище чеканку. В 1950 году создал работу «Лесопосадчица». Стал автором работ «Десантник», «Свинарка», «Ремесленница», «Девушка-агроном». В 1952 году завершил обучение в училище. В одно время вместе с ним в училище обучался Л. Е. Неверов — скульптор из Свердловской области.

Александр Гилев стал работать в городе Касли в училище старшим мастером по скульптуре. Был знаком с Игорем Васильевичем Курчатовым и стал создателем его бюстов. Одна из таких скульптур была направлена в Музей революции в Москву. В 1959 году создал работу «Портрет разведчика Булаева». В 1960-х годах его работа «Хлеб» была представлена на всесоюзной выставке «Мастерство и поиск молодых». Композиция «Шахматисты» была представлена в Канаде на выставке «Экспо-67», и отмечена медалью ВДНХ, композиция «Соколята» демонстрировалась на выставке «Экспо-70» в Чехословакии, Японии. Получила медаль ВДНХ.




В 1979 году он создал скульптуру Курчатова, высота которой составила 11 метров. Она расположена в Снежинске. Также есть скульптуры в Семипалатенске и Озерске. Работа «Шкатулка» была создана Александром Семеновичем Гилевым в технике ажурного кружевного литья. В 1975 году Александр Гилев стал работать главным скульптором Каслинского машиностроительного завода. В 1981 году стал старшим скульптором художественно-технологического отдела. Создал фигуру «Прометея» - высота стелы составила 16 метров, а фигура высотой 4,5 метров.

В 1985 году в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры было установлено мемориальное сооружение «Никаз матери», изготовленное из чугуна и металла. Это мемориальное сооружение стало авторской реконструкцией памятника, установленного в городе Касли Челябинской области. Монумент возвели в честь 40 лет с момента Победы в Великой Отечественной войне. Монумент содержит фигуры солдата и его матери.



Александр Гилев создал около 250 работ. Умер в августе 1988 года.



Раньше на памятнике А. С. Гилеву сверху была установлена алюминиевая скульптура «Прометей», выполненная по модели самого А. С. Гилева. В 2000-е годы ее сняли и попытались украсть грабители лома цветных металлов. После этого случая родственниками А. С. Гилева скульптура была увезена.

Могила М.В. Бабкиной

Памятник на могиле неизвестной горожанки Марии Васильевны Бабкиной.




Могила скульптора А.В.Чиркина

Александр Васильевич Чиркин родился 23 июля 1930 года в городе Касли. В 14 лет стал работником Каслинского чугунолитейного завода. Работал учеником формовщика.

Проходил обучение в городской студии, его учителем был главный скульптор чугунно-литейного завода в городе Касли Петр Аникин, а также мастер-чеканщик Глухов. В 1949 году стал заниматься у скульптора-монументалиста Михаила Павловича Крамского.



В 1952 году он стал выпускником Уральского училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле. В 1953 году выпустился из подготовительной школы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, его учителем скульптуры там была В. Н. Китайгородская. В 1965 году Александр Чиркин был принят в Союз художников СССР. Был работником Челябинского отделения Художественного фонда СССР. С 1970 по 1989 год работал ведущим скульптором Каслинского металлургического завода.



В период с 1973 по 1989 год проживал в городе Касли по адресу: улица Памяти 1905 года, д. 86. Сейчас этот дом — структурное подразделение Каслинского историко-художественного музея, носит название Дома-музея скульптора А. В. Чиркина.

Александр Васильевич Чиркин умер в 1989 году.



Могила скульптора П.С.Аникина

Аникин Павел Степанович (17.06.1917, с. Куяш Кунашакского р-на — 13.11.1956, Касли). Скульптор, автор моделей для Каслинского художественного литья.



Первые навыки лепки и рисования получил в школе мастеров художеств, литья (1935 — 1939) у каслинских скульпторов А. М. Озерского и Н. Н. Горского. В 1939 - 1940 годы работал мастером на Каслинском чугунолитейном заводе; в 1940 — 1941 годы мастером, затем скульптором в Госотделстрое и артели «Возрождение» в Челябинске. После возвращения в Касли (1941) работал весовщиком, комендантом в жилищно-коммунальном отделе завода и одновременно писал копии с живописных полотен художников, обрамляя картины в гипсовые багеты своей работы. После восстановления производства художественного литья на Каслинском заводе в январе 1944 года назначен скульптором, а в 1949 году - заместителем начальника цеха. В его творческом наследии десятки оригинальных скульптурных групп, статуэток, бюстов: «Гимн Советского Союза» (1944), «Партизаны в тылу врага» (1945), «Мастерство бессмертно» (1946), «Заря изобилия» (1949), «Мир победит» (1956) и другие.





Мир победит. Работа П. Аникина

С 1944 г. по 1946 г. преподавал скульптуру в ремесленном училище № 18 Каслей, в 1945 организовал изостудию. В его мастерской постигали азы искусства будущие члены Союза Художников СССР А. С. Гилёв, А. В. Чиркин, будущий народный художник СССР Е. Н. Широков, скульптор А. И. Просвирник. В декабре 1945 года ввел поточный метод работы с использованием электродрели в чеканном отделении завода.



В начале 1950-х гг. явился инициатором внедрения новой для завода технологии прецизионного художественного литья — литья по выплавляемым моделям; это дало возможность изготовления изящных, без швов на поверхности, не нуждающихся в особой механической обработке и сборке отливок.






Из архива ГНПЦ









Май 2018 года. Фото Ю. Латышева



Могила скульптора В.Ф.Торокина

Торокин Василий Федорович (1837, Каслинский завод Екатеринбургского уезда Пермской губ.— 1912, там же), скульптор-самоучка, литейщик. С 1852 года на Каслинском заводе: ученик формовщика, мастер-литейщик. Учился рисованию и лепке в заводской художественной школе, где работали М. Д. Канаев и Н. Р. Бах. Впервые в истории искусства литья из чугуна обратился к мотивам народного творчества и образам простых тружеников.



В каталог художественных изделий Каслинского завода вошли скульптурные группы Торокина: «Башкир верхом», «Дубовые листья», «Крестьянин на пашне», «Литейщик за работой», «Мальчик верхом на лошади», «Поездка кулака на праздник», «Старуха с прялкой», «Углевоз» и др. Торокин получил известность благодаря изготовлению для отливки моделей уменьшенных копий работ выдающихся русских скульпторов, в т. ч. «Прощание казака с казачкой», «Джигитовка лезгин» Е. А. Лансере; «Крестьянка с граблями», пресс «Медведица» Н. И. Либериха; «Отъезд казака», «Кони на воле» П. К. Клодта; «Киргиз на лошади» А. Л. Обера, «Ермак — покоритель Сибири» П. П. Забелло, «Памятник Петру I» Э. М. Фальконе. Участвовал в создании Выставочного павильона (экспонировался на Всероссийской выставке 1896 в Нижнем Новгороде), Каслинского чугунного павильона (экспонировался на Всемирной выставке 1900 в Париже).







Позже установлено надгробие работы А.В. Чиркина.


2016 год. Фото В.М. Свистунова



Май 2018 года. Фото Ю. Латышева






Могила скульптора Н.Р.Баха

К числу выдающихся по своей оригинальности нужно отнести надгробный камень на могиле академика скульптуры Николая Романовича Баха. Памятник представляет собой громадную цельную каменную глыбу, с одной стороны которой написано: “Моему незабвенному мужу академику скульптуры Николаю Романовичу Бах. Родился в Петербурге 27 января 1853 г., умер в Каслях 18 января 1885 г.”. Точное расположение самой могилы Н. Р. Баха неизвестно: надгробный камень, являющийся составной частью мемориала скульпторам [бюсты Баха, М. Д. Канаева и П. К. Клодта работы А. С. Гилёва], в соответствии с архитектурным замыслом был сдвинут на несколько метров.

Николай Романович Бах (нем. Bach) (27 января (8 февраля) 1853 — 18 (30) января 1885 — скульптор, акварелист, академик Императорской Академии художеств (1884 г).

Родился в Санкт-Петербурге в семье скульптора Роберта Ивановича Баха. Общее образование получил в гимназии St.Petri-Schule с 1864 по 1870 год. Одновременно учился скульптуре и живописи у отца, а затем, сразу после окончания школы в 1870 г. поступил в Императорскую Академию художеств. Учась в Академии, Бах был удостоен малой золотой медали за программную работу «Давид, бросающий камень» в 1873 г. Следующая учебная работа Баха в 1877 г. была отмечена большой серебряной медалью. За выпускную программу «Весна» (аллегория из поэмы Шиллера) Бах получил звание художника 1-й степени и был выпущен из Академии в 1879 году. В 1880 году выполнил бюст графа И. Е. Ферзена, заказанный ему императором Александром II. В 1881 году исполнил портрет Александра III (бюст в натуральную величину). В 1882 году начал работу над композицией «Смерть Олега» (Песнь о вещем Олеге), за которую в 1884 году он получает звание академика скульптуры. В том же году он заканчивает свою работу — «Пифия» (1884).

Еще в годы учебы в Академии Бах исполнял многочисленные заказы на модели небольших ваз, подсвечников и пепельниц, декорированных рельефами в различных стилях, для бронзолитейной фабрики Никольса и Плинке в Санкт-Петербурге, где его отец был главным художником и директором. В 1884 году Бах тяжело заболел, но не переставая работать, подписал контракт с Каслинским чугунолитейным заводом, который наряду с промышленными заказами, выпускал мелкими партиями и высоко-художественную продукцию для интерьеров домов и учреждений. Летом 1884 года Бах выехал в Касли, где вплоть до своей преждевременной смерти работал заводским скульптором и успел подготовить к тиражированию в чугуне два десятка привезенных им из Санкт-Петербурга бронзовых моделей, среди которых было значительное количество его собственных работ и работ его отца — Роберта Ивановича Баха. Он сумел также возобновить занятия в школе, открытой его предшественником — М. Д. Канаевым. В этой заводской школе Бах обучал рабочих рисованию и лепке, секретам получения тонкостенных отливок.



В это время Бах создаёт большую работу - "Драка филина с ястребом". В композиции  две птицы в напряженной борьбе. Ястреб - сильный, озлобленный - лежит на пне, опрокинутый на спину. Над ним - в нападении филин, тоже большой, страшный.  Также Бах выполнил бюст баснописца И.А. Крылова (он сохранился в Пермской картинной галерее).

Бах много  рисовал, в 1884 году он создаёт интересную серию рисунков "По Уралу. Завод Касли и его окрестности".

В январе 1885 года Н. Р. Бах скончался от туберкулеза и был похоронен в Каслях на местном кладбище.





Из архива ГНПЦ







Май 2018 года. Фото Ю. Латышева




Могила скульптора К.А.Клодта

Константин Александрович Клодт фон Юргенсбург (5 марта 1868, с. Знаменское (Орловская область), Орловская губерния — 26 августа 1928, Касли, Челябинская область) — российский, советский художник, скульптор, педагог; внук П. К. Клодта.

Родился в Орловской губернии, в имении, подаренном скульптором своей дочери Вере. Учился за казенный счет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) по классу скульптуры в мастерской С. И. Иванова (1883—1892 годах). Зачетные работы Клодта были отмечены серебряной медалью. В 1892 году за создание фигуры «Тарас Бульба» награждён золотой медалью, получил звание классного художника и чин 14-го класса. Принимал участие в выставках училища в 1885/86, 1889/90,1891/92 годах. В 1896 году попечительским советом училища был признан лучшим учеником и за счёт средств из фонда С. М. Третьякова отправлен для продолжения образования в Европу (вместе со скульптором С. Т. Коненковым). По возвращении в Москву некоторое время работал на фабрике золотых и серебряных дел К. Фаберже. В 1897—1898 годах вольнослушатель Императорской Академии Художеств, где его учителем был В. А. Беклемишев. В 1898 преподаватель скульптуры и рис. Пензенского художественного училища. Руководил практическими работами по керамике. Выполнял заказы на изготовление скульптурных композиций (львиные головы для дома купца Вярвельского, лепные орнаменты для Крестьянского банка и другие). В 1899 году совместно с С. М. Волнукиным работал над созданием конных групп для Московского ипподрома. В 1921 году в числе других преподавателей, сторонников академической системы обучения, был уволен из училища как представитель «чуждого класса»; по приглашению бывшего форматора училища П. В. Серегина переехал в Касли. В 1921—1928 годах скульптор Каслинского чугуно-литейного завода. При участии Клодта создан памятник героям, павшим за революцию (фигура рабочего; 1918—1922), установленный на заводской площади в Каслях. Изготовленные по этому образцу скульптуры были установлены также в Златоусте, Верхнем Уфалее, Лысьве (Пермская область), Сысерти (Свердловская область). Разработал для печных дверок 15 образцов новых рельефов с советской символикой, создав изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, винтовки. Одним из первых изваял бюст и скульптуру В. И. Ленина. Автор ряда произведений декоративно-прикладного искусства (карандашница «Спорт», зажигалка «Ножка», нож для разрезания книг «Пионер», подставка для утюга).



В 1925 году принял участие в создании эмалировочного цеха завода. Разработал рисунок для росписи чугунных тарелочек: на белом эмалевом поле изображены домашние птицы, цапля, лесной олень. Продолжая традицию М. Д. Канаева и Н. Р. Баха, руководил на заводе школой художественного литья, в 1922—1923 годах обучал рабочих лепке, рисованию и формовке. В 1923—1925 годах заведующий учебной частью, в 1923—1927 годах преподаватель лепки в ФЗУ. После сокращения выпуска художественного литья в 1927 году Клодт переведен на должность скульптора в технический отдел завода.





Май 2018 года. Фото Ю. Латышева



Могила Л. Титовой

Надгробие "Пень" (1910 год) на могиле Лели Титовой находится в юго-восточной части кладбища, слева от главной аллеи.





2016 год. Фото В.М. Свистунова

Могила мастера художественного литья И.С. Мочалина



Могила мастера художественого литья Ильи Сергеевича Мочалина.





2016 год. Фото В.М. Свистунова

Могила мастера художественного литья С.М.Гилева

Памятник С. М. Гилеву в Касли – это монумент каслинскому мастеру художественного литья Семену Гилеву, созданный его сыном А. С. Гилевым – известным в городе педагогом и скульптором. Он расположен на могиле С. М. Гилева в качестве надгробия. Памятник был создан в 1974 году архитектором В. П. Чертовиковым, а скульптура Гилева-старшего была лично отлита из специального сплава его сыном А. С. Гилевым.



2014 год



Май 2018 года. Фото Ю. Латышева




Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26.10.2000 г. № 989, решение исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 20.09.1977 г. № 371.

Источники: Елфимов Ю.Н. Каслинские мастера. Челябинск: ЮУКИ, 1977;
Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область. М., 1986;
Свистунов В.М. Каслинское городское кладбище: путеводитель. Касли, 2016.


Tags: Касли, кладбище, объект культурного наследия, памятник
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • 21 объект заочного голосования

    Иначе, как циничной подлостью по отношению к историческим объектам, нельзя назвать введение в положение о научно-методическом совете при госкомитете…

  • Нерешающий или нерешительный совет

    Сегодня состоялось заседание научно-методического совета при госкомитете охраны ОКН Челябинской области. Впервые с ноября 2018 года! К сожалению, из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments