yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Categories:

Прогимназия, 1907 г.

Прогимназия, 1907 г. (г. Кыштым, ул. Республики, 10) - объект культурного наследия регионального значения (1907).



2017 год





Местонахождение: г. Кыштым, ул. Республики, 10

В 1858 г. в Санкт-Петербурге открылось первое специальное женское образовательное учреждение – Смольный институт благородных девиц. После его открытия по всей России были организованы женские гимназии. Именно с этими событиями связано появление в центре города Кыштыма двухэтажного здания из красного кирпича, построенного в 1907 г.

Здание стоит на речном берегу, «при слиянии рабочего и «вешнятного» рукавов» речки Кыштымки. В прошлом сброс воды через вешняк был таким, что северный шлюз кыштымцы прозвали Бучилом, что означает – омут,водоворот. В паводок здесь образуется настоящий водопад, а речное русло наполняется бурным потоком.

История гимназии, как и многих других кыштымских памятников архитектуры, противоречива. С одной стороны, из книги в книгу, из статьи в статью кочуют общеизвестные факты. Но даже имя проектировщика нуждается в уточнении. В одних случаях это «земский техник», в других – «архитектор». В одних источниках – И. М. Ушаков, в других – Н. М. Ушаков.

В свое время появление женской прогимназии в Кыштыме, который в 1907 году даже не считался городом, вызывало удивление. По некоторым сведениям, в Пермской губернии это была единственная женская прогимназия – 4-классное учебное заведение, соответствовавшее младшим классам гимназии во всем Кыштымском горном округе.

В просторное и светлое здание Кыштымской женской гимназии первоначально «вселилось» 138 учениц: дочери дворян, духовенства, зажиточных крестьян. С точки зрения приемной комиссии гимназии, «плебсом», недостойным обучения, считались только дети бедных крестьян и политических ссыльных (в Кыштыме было около 30 семей ссыльных).

Начальницей гимназии в то время была Е. Толкачева, которая также преподавала будущим хозяйкам уроки домоводства. Известны имена и других преподавателей – Л. Буракова, Н. Агишева, О. Цепелева, А. Аверьянова, Д.Т Утушкин. Попечителем гимназии стал Б. Соловьев, владелец фермы по выращиванию новых сортов зерна в Кыштымском районе. Гимназия не отличалась от существующих тогда училищ: имела учебную программу, утвержденную Оренбургским педагогическим округом, и бесплатное общежитие для иногородних девиц, поэтому в Кыштым приезжали учиться даже из Екатеринбурга.

Кыштымская женская гимназия была единственной в Пермской губернии, все расходы на содержание которой оплачивались земством. Воспитанниц обучали танцам, русскому языку, хорошим манерам, музыке. Много часов уделялось такому предмету, как Закон Божий. Сельскохозяйственную практику девушки проходили на усадьбе Соловьева, попечителя гимназии.

Именно при гимназии была открыта первая библиотека в городе, в которой насчитывалось около 200 книг – религиозного и светского содержания. Среди них оригинальные учебные пособия по арифметике, алгебре и геометрии, автором которых являлся один из лучших педагогов гимназии Д.Т. Утушкин. Некоторые экземпляры пособий сохранились в городском музее, например, «Записки по грамматике (этимология и синтаксис)» (того же автора Д.Т. Утушкина, отпечатано в Екатеринбургской типографии М. Доброхотовой в 1913 г.).



За все время существования женской гимназии ее успешно закончили несколько сотен девушек. Многие из тех, кто закончил Кыштымскую женскую гимназию, продолжали учиться в высших учебных заведениях.



Первый выпуск Кыштымской женской прогимназии



Урок домоводства. 1915 год



Ученицы Кыштымской женской прогимназии. На пикнике. 1915 г.



Лодочная прогулка. 1915 год



Фото предоставлено В. Демаковым

В 1917 г. женская гимназия была закрыта, в здании расположилась школа второй ступени (девятилетка), которая готовила учителей для начальных классов. В 1933 г. школу преобразовали в педагогическое училище, а во время Великой Отечественной войны в здании размещался эвакуированный из Ленинграда педагогический институт им. Герцена.



Студенты Кыштымского педучилища. 1940 г.

В 1946 г. был последний набор студентов педучилища.



Студенты Кыштымского педучилища. 1946 г.

В 1948 г. Кыштымское педагогическое училище было переведено в г. Златоуст, а здание было отдано ремесленному училищу. На начало 2000-х гг. в здании располагалось несколько учебных помещений профессионального лицея № 30, присоединенного впоследствии к радиомеханическому техникуму.

Здание расположено в исторической части города, в юго-восточной части участка, ограниченного улицами Республики-Металлургов-Гузынина. Здание стоит на берегу северного стока реки Кыштым «при слиянии рабочего и «вешнятного» рукавов» речки Кыштымки». Расположенное у излучины стока, здание своим главным южным фасадом обращено в сторону стока и улицы Металлургов, а такой же по значимости восточный фасад также обращен в сторону того же стока, но уже на ул. Гузынина. Здание входит в комплексную охранную зону исторического ядра города, является исторической объемной доминантой композиционной оси – ул. Республики и имеет внутрисредовое значение.

Здание построено в 1907 г. как Земская женская прогимназия. Расположение здания у излучины стока реки в значительной мере определило его формообразование. Г-образное в плане, двухэтажное краснокирпичное здание своим масштабом и мощными угловым объемом – ризалитом и, несколько ме́ньшими, крыльями, визуально предполагает поддержку масштаба соседними строениями. Но, оставаясь в одиночестве, здание воспринимается дисгармонично в данной рекреационной камерной зоне. Мощный силуэт объема формирует и подчеркивает ступечатый абрис парапета и вертикальные линии контура фасадов на фоне неба и деревьев.

Расположение здания и его объемно-пространственное решение изначально предполагают его восприятие при движении вдоль улиц Металлургов-Гузынина, что и отражено в решении фасадов. Основные видовые раскрытия фасадов здания формируются при движении вдоль ул. Металлургов и вдоль ул. Гузынина. Движение по этому маршруту с противоположной стороны речки позволяет обозревать общее композиционное решение южного и восточного фасадов здания с оптимальным углом и ракурсом с уровня земли. Именно с этих точек основные виды здания являются композиционно цельными и полными, отражая его архитектурно-композиционные и декоративные особенности. Отсутствие сомасштабной зданию застройки на соседних участках способствует обзору торцевых фасадов, решенных с минимальным количеством декора и каких-либо композиционных акцентов и деталей.

Масштаб строения делает его более заметными и подчеркивает его общественную значимость, но и предопределяло характер и направление будущей окружающей застройки. Дворовые фасады здания раскрываются с прилегающей территории, как в целом всего здания, так и фрагментарно, каждого из крыльев. Архитектурные детали и фрагменты здания хорошо обозреваются при непосредственном движении вдоль здания.

Двухэтажный без подвала, Г-образный в плане, дом был выстроен из красного кирпича, не оштукатурен. При строительстве были применены прогрессивные для того времени конструктивные решения перекрытий в виде сводов «Монье». Перемычки оконных и дверных проемов фасадов – полуциркульные и лучковые – выполнены из кирпича. Цокольная часть здания из каменных блоков.

Объемно-пространственное решение здания соответствует его угловому градостроительному положению. Весь объем здания композиционно сформирован из трех объемов: центрального углового объема и примыкающих к нему разновеликих крыльев. Центральный угловой объем выполнен в форме массивного параллелепипеда, почти куба по размерам, выступающего вперед, образуя ризалиты. Высота углового объема больше примыкающих к нему крыльев. Сторона углового объема, обращенная на ул. Металлургов длиннее, с этой стороны расположен главный, вход в здание, что подчеркивает бо́льшую значимость улицы как транспортной и (или) пешеходной связи, обеспечивающей выход на более активную магистраль – улицу Республики. Примыкающие к центральному угловому объему части здания имеют форму параллепипедов, близких по размерам. Оба параллепипеда вытянуты вдоль улицы Металлургов. Торцевые фасады здания визуально отражают ширину корпуса каждого крыла. При этом очевидно отсутствие связи между физическими размерами, соотношением сторон объема с северной стороны (далее условно «северное крыло») и архитектурным решением его фасадов. Наблюдается явное противоречие между тектоникой и архитектоникой решения северного крыла. Архитектурное решение главного фасада северного крыла не корреспондируется с его объемным решением. Северный фасад северного крыла лишь условно можно назвать торцевым, принимая определяющим его архитектурное решение. В отличие от северной части, западный объем (далее условно «западное крыло») вполне тектоничен в своем общем решении.

Архитектурное решение фасадов, примыкающих к центральному угловому объему западного крыла - вдоль улицы Металлургов, и северного крыла - вдоль улицы Гузынина, подчеркивает неравнозначность улиц и градостроительное положение здания. Фасад западного крыла значительно протяженнее фасада северного крыла. Западное крыло здания в четыре пролета, по четыре окна в каждом пролете. Композиционно фасад крыла условно центрально симметричен, почти повторяя решение фасада углового объема. Крайний пролет крыла выступает вперед, также образуя ризалит, но с меньшим выступом, высота этого ризалита больше примыкающих справа центральных пролетов, но меньше углового. Такое решение создает иллюзию симметричности всего фасада и придает западному объему некоторую завершенность. Фасад северного крыла решен в один пролет на четыре окна. В отличие от фасада западного крыла, визуально-композиционное завершение северного объема отсутствует.

 Здание имеет два входа. Главный вход расположен со стороны ул.Металлургов, второй вход в торце западного крыла здания. Здание с блочно-коридорной планировочной схемой. Каждая из объемных частей здания формирует свой планировочный блок. Коридор западного крыла смещен в сторону дворовой части. Коридор-фойе северного крыла расположен по его центру формируя планировочную и визуальную связь с фойе в центральном объеме. В здании две лестницы – «палладианская» открытая расположена в северном крыле и двухмаршевая, с выходом на улицу, в торце западного крыла здания. Палладианская лестница расположена на визуальной оси центральный вход – фойе центрального объема – коридор северного крыла.

Крыша основного объема чердачная (?), скатная, с организованным водостоком. Кровля металлическая традиционная фальцевая. Вдоль главных фасадов парапеты и столбики. С западной стороны имеется слуховое окно прямоугольной формы. Заполнение слухового окна – жалюзийная решетка. Наружный организованный водосток с водосточными трубами и водоприемными воронками простой формы без декоративных элементов.

Архитектурно-композиционное и декоративное решение фасадов являет собой образец «рациональной» эклектики с признаками позднего «рационального» модерна. Эти признаки модерна выражены уже отсутствием, в оформлении фасадов, ордерной системы, в каком-либо её проявлении, но уже в наличии ассиметрии в объемно-планировочном решении и решении фасадов здания. Ассиметричное объемно-пространственное решение, с ярко выраженным угловым объемом – ризалитом с одной стороны и стремление к симметричному решению главного южного фасада, с другой, в целом создают ощущение неуверенности и вызывают сомнения в правильной реализации замысла автора. Но, возможно, это метания автора между желанием приобщиться к прогрессивным веяниям в архитектуре и приверженностью к старым и знакомым формам. Четырехчастное решение южного фасада с ризалитами крайних пролетов на первый взгляд симметрично. Цельного визуального восприятия фасада, с возможностью обзора всех его композиционных и декоративных составляющих, из одной точки, практически нет. Визуальная одинаковость оформления фасадов крайних пролетов, при более внимательном рассмотрении, исчезает и становятся очевидными различия как в размерах, так и деталях фасадов. Восточный фасад решен с явным визуальным акцентом на угловом объеме и и в целом вызывает ощущение незавершенности. Дворовые фасады оформлены очень рационально, с минимальным декором.

Завершение более высоких ризалитов массивными карнизами с парапетами придает зданию монументальность. Но возникает и некое ощущение неустойчивости, вызванное, непропорционально большой, массой верхнего яруса с большими полуциркульными окнами второго этажа и завершающей массой ризалитов, относительно, более легкого визуально, первого этажа с, совсем узкой, полоской цокольной части здания. Решение цокольной части каменными блоками, оформленными квадровым рустом, призвано придать зданию массивность и устойчивость, но своей цели не достигает из-за относительно небольшого размера каменных блоков, малой высоты цоколя и отсутствием выступа цоколя по отношению к плоскости фасада.

В оформлении фасадов здания объемная кирпичная кладка, цвет и фактура лицевого кирпича являются основным средством художественной выразительности. Но и кирпичный декор фасадов неоднозначен в своем решении. Обрамление больших полуциркульных окон второго этажа архивольтами с замковыми камнями и импостами, обрамление верхней части окон первого этажа пояском, импосты, подоконный пояс и ширинки под окнами первого этажа вполне традиционны. Однако декор карнизной части ризалитов, подоконный рельеф 2-го этажа выдают некую сопричастность к модерну, к его романтической ветви. Обращение к средневековым стилям читается в массивных рельефах и членениях угловых, надоконных и междуоконных плоскостей, представляющих собой некую трансформацию галерей и машикулей средневековых за́мков. При этом разномасштабность элементов карниза вносит дисгармонию в общее восприятие здания. Очень мелкий масштаб кладки деталей между выступающими плоскостями, визуально закрепляющими оконные проемы, явно разрушает целостность фасада.

Фасады здания краснокирпичные, неоштукатуренные. Стены выложены верстовой кладкой с расшивкоц швов «валиком». Главный, южный фасад здания имеет четырехчастное вертикальное деление лопатками, визуально выделяющими ризалит углового объема, формирующими ризалит левого пролета и разделяющей центральную часть фасада на два пролета. В целом, такое членение фасада отражает планировочную структуру этих объемов здания. Ризалит сформированный угловым объемом ярко выражен, подчеркивая планировочное решением этой части объема. Ризалит крайнего пролета имеет декоративное решение для придания фасаду визуальной симметричности и планировочно не выражен. Каждая из композиционных частей фасада имеет по четыре проема на каждом этаже. Композиционный акцент объемно-планировочного решения в форме углового объема поддерживается визуально на фасадах здания. Размер фасадных сторон углового объема больше чем каждый из пролетов западного крыла. Это отражено в размерах оконных проемов. Оконные проемы 1-го этажа криволинейного очертания в виде лучковой перемычки. Габаритные размеры окон приближены к квдрату. У правого края ризалита расположен дверной проем главного входа. Оконные и дверной проемы в верхней части декорированы узким пояском небольшого выступа и опирающегося на профилированный импост. Импосты в местах сопряжения с оконными проемами не раскрепованы. Под окнами рельефные ширинки. По низу оконные проемы объединяет профилированный подоконный пояс.

Большие оконные проемы 2-го этажа имеют полуциркульное очертание. Каждый проем оформлен объемным двуступенчатым архивольтом с замковым камнем с двуступенчатым карнизиком. Архивольты, в простенках и на углах, поддерживаются массивным, без угловых раскреповок в откосах, импостом. Внешние углы оконных откосов оформлены плоской фаской в центральной части вертикальных участков. В целом линия оконных проемов 2-го этажа формирует довольно большую массу остекления и задаёт масштаб зданию. Подоконная плоскость фасада декорирована профилированным пояском-карнизом, выполненного по ширине проема и рельефом, расположенным под ним, в виде вертикальных узких полос, объединенных по верхнему и нижнему краям. Масштаб большой плоскости остекления и объёма рельефных деталей поддерживается на карнизной части ризалита угловыми многоступенчатыми элементами зубцами с имитацией машикулей на углах ризалита и без машикулей над простенками фасада. Между этими массивными элементами, над оконными проемами карниз декорирован мелкими, по ширине тычка кирпича, но объемными, трехступенчатыми выступами-кронштейнами. Между собой кронштейны соединяются лучковыми арочками над которыми объединяющий их двухступенчатый карниз, формирующий по линии максимального выноса условную фризовую часть карниза, объединяющую своей плоскостью объемные угловые и простеночные элементы-зубцы. Условный фриз решен двумя плоскостями. Нижняя, объединяющая плоскость, проходит через весь ризалит. Над ней, с небольшим выносом, еще одна декорированная фризовая плоскость. Декор на этой плоскости в виде узких вертикальных рельефных полос, квадратного сечения, выполнен участками, расположенными над окнами, в границах пояса с трехступенчатыми выступами-кронштейнами. Завершается фасад 4-х ступенчатым карнизом. Лопатки ризалита выполнены до отметки импоста. Завершается фасад парапетом над центральной частью со столбиками по углам ризалита.

Оформление фасада правого пролета в виде ризалита, композиционно выстроено аналогично фасада углового ризалита. Но полная идентичность отсутствует из-за меньшего размера в плане и по высоте самого ризалита. Он решен в четыре оконных проема на каждом этаже. Размеры оконных проемов по ширине сомасштабны размеру ризалита. Полуциркульные окна второго этажа по высоте меньше, чем соответствующие окна на фасаде углового м объема. Оформление оконных проемов также в виде архивольта с замковым камнем и массивными объемными импостами в простенках. Завершение фасада выполнено в виде такого же мощного карниза со всеми деталями, однако центральная часть пояса с трехступенчатыми выступами-кронштейнами и арочками обединена. Вместо четырехчастного деления пояса – трехчастное, с более протяженным центральным участком. Фризовая полоса в виде узких вертикальных рельефных полос, квадратного сечения, выполнена идентично правого ризалита, но конструктивно, уже является фасадом парапета. Данное решение создает обманчивое визуальное ощущение повышенной высоты левого ризалита. На этом парапете расположен еще один ярус парапета, поддерживающий симметрию всего фасада и выполненный в таком же решении как на правом ризалите – глухая часть по центру и два столбика по углам.

Два пролета центральной части фасада, по четыре окна на каждом этаже пролета, композиционно поддерживают и объединяют оба ризалита. Оконные проемы продолжают визуальный ряд проемов левого ризалита в размерах и в оформлении проемов. Завершается центральная часть фасада 4-х ступенчатым венчающим карнизом в нижней части которого выполнен поясок, обединяющий замковые камни архивольтов. На карнизном свесе, над простенками расположены парапетные столбики.

Восточный фасад здания композиционно состоит из двух частей. Объемный и визуальный акцент – ризалит углового объема в три окна и, примыкающий к нему фасад северного крыла в четыре окна. Композиционное и декоративное решение фасада ризалита аналогично решению смежного южного фасада этого же углового объема с поправкой на количество окон. Фасад северного крыла повторяет решение пролетов средней части южного фасада.

Дворовые фасады здания в своих решениях упрощены как композиционно, так и в оформлении. На дворовом фасаде северного крыла четыре оконных проема полуциркульного очертания и три оконных проема с лучковыми перемычками. Оконные проемы смещены к внутреннему углу. На дворовом фасаде западного крыла семь оконных проемов на 2-ом этаже и шесть на первом. Оконные проемы фасадов обрамлены узкими поясками по верхнему краю перемычек и объединены подоконными поясками вдоль всего фасада каждого крыла. В уровне второго этаже имеются импосты. Завершаются фасады 4-х ступенчатым венчающим карнизом.

Северный торец здания решен исключительно утилитарно, на нем расположено один оконный проем с полуциркульным завершением. Проем расположен на междуэтажном уровне. Какие-либо декоративные элементы отсутствуют. Западный торец южного крыла разделен по горизонтали на три части профилированными поясами в уровне импостов и по сечению импостов первого и второго этажей главного южного фасада здания. Такое разделение формирует междуэтажный уровень и отражает планировочное решение этой части здания с расположением лестничной клетки в конце коридора. На фасаде расположены оконный проем в среднем поле фасада (междуэтажный уровень) и дверной проем второго выхода из здания. Оба проема имеют криволинейное завершение в виде лучковой перемычки. По полю 1-го и 2-го уровней фасада проходят пояски, выполненные в уровне и являющиеся продолжением подоконных поясков главного и дворового фасадов. Фасад завершается венчающим карнизом, решенном в виде объемных, трехступенчатых выступов-кронштейнов, соединяющихся лучковыми арочками. Карниз выполнен в уровне аналогичного декора на левом ризалите главного южного фасада здания. Правый угол торцевого фасада оформлен лопаткой, визуально поддерживающей массивный парапет левого ризалита главного фасада.

Цоколь по всему периметру здания из каменных блоков с оформлением лицевой поверхности камня квадровым рустом. Размер каменных блоков, как и высота цоколя небольшие относительно масштаба всего здания.

Оконные блоки больших полуциркульных окон 2-го этажа углового объема состоят из двух композиционных и функциональных частей. Полуциркульная фрамужная часть решена с разделением плоскости остекления переплетами на 6 частей по вертикали и 4 ряда по горизонтали. Такая расстекловка формирует квадратные или близкие по форме к квадрату, участки. Крайние участки обрезаются по линии полуциркульной перемычки. Нижняя остеклённая плоскость блока разделена на три створки, каждая из которых расстеклована. Средняя створка разделена на 5 частей, крайний на 4 части. Оконные блоки 1-го этажа с фрамугой 6-ти частного вертикального деления и 3-х створчатой нижней частью. Створки расстеклены на три части: внизу и вверху малые «форточные» плоскости и средняя вертикально прямоугольная часть.

Оконные блоки левого ризалита и рядовых пролетов фасадов композиционно решены одинаково, с поправкой на форму завершения проема – полуциркульную или лучковую. Фрамужная часть окон 3-х частного вертикального деления. Нижняя часть блока с 3-мя створками. Створки расстеклены на три части: внизу и вверху малые «форточные» плоскости и средняя вертикально прямоугольная часть. Таким же образом выполнена расстекловка оконного блока на западном торце.



2016 год















2017 год











На второй этаж дома ведут 2 лестницы, расположенные в западном и северном крыльях здания. Двухмаршевая каменная открытая лестница в коридоре западного крыла. Ограждения лестниц – металлические решетки. Палладианская 3-х маршевая каменная открытая лестница в северном крыле здания. Ограждение этой лестницы в виде обшивки из доски и металлических стоек явно позднего происхождения. У главного входа просматриваются элементы, вероятно «родного» каменного крыльца. Перед дверью бетонная площадка.

Стены оштукатурены окрашены. Декоративное оформление отсутствует. В интерьерах имеются дверные блоки филенчатой конструкции, оформление встроенных шкафов с деревянными декоративными элементами, возможно «родного» происхождения. Перекрытия из сводов «Монье» в коридорах. Полы из брекчии (требуют дополнительного изучения).



2017 год























Источник: Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения такого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
«Прогимназия», 1907 г., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Республики, 10/Эксперт Сафаров Михаил Юрьевич. Омск. 13 декабря 2017.


Tags: Кыштым, объект культурного наследия
Subscribe

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment