yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in arhistrazh,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
arhistrazh

Category:

Церковь с кованой оградой и воротами

Церковь с кованой оградой и воротами (п. Нижний Уфалей, ул. Луначарского, 108-а)  - объект культурного наследия регионального значения (1852-1892).



17 апреля 2018 года. Фото Ю. Латышева





Местонахождение: п. Нижний Уфалей, ул. Луначарского, 108-а

Первая деревянная  церковь в Нижнем Уфалее была построена с основанием завода, но она сгорела во время пожара в 1849 году.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанско-Богородицкая) в основном построена в поселке Нижнем Уфалее в 1852-1853 гг. Деньги на строительство церкви были выделены вдовой заводовладельца Константина Михайловича Губина Анастасией Иосифовной Губиной, которая в это время как раз проводила коренную реконструкцию заводов Сергинско-Уфалейского горного округа.



1870-е годы. Фото П.А. Самойлова

В 1883 году каменный столбы, держащие купол, заменили арками, а в 1889 г. соорудили паперть. Согласно записи в «Путеводителе па Уралу» 1899 г. издания, строительство её окончательно завершено в 1892 году - сооружён пристрой помещения трапезной, установлены ажурные решетки на окнах и ажурная кованая ограда, установленная, по описанию, «на каменных стенах с железными столбами». По другим данным, кованую ажурную ограду на каменных столбах с ажурными коваными воротами соорудили в 1895 году. Церковь приобрела законченный вид.



1890-е годы. Фото П.А. Самойлова

Постановление о закрытии церкви было вынесено в 1929 году, закрыли её в 1940 году и использовали под физкультурный зал. В 1942 году храм снова передали верующим, но в 1962 году вновь закрыли и передали под склады горторгу, который устроил там соле- и мылохранилище!? В результате произошло разрушение пола, потолка, кровли.

Памятник архитектуры XIX века (Решение облисполкома № 154 от 30.03.1971 г.), образец архитектуры «русского классицизма» второй половины XVIII века. Несоответствие временных рамок объясняется тем, что художественные влияния из центра России, как правило, доходили до провинции с опозданием.



1978 год. Фото М.П. Мочаловой



1978 год. Фото М.П. Мочаловой



1985 год. Фото предоставлено В.А. Черных



1985 год. Фото предоставлено В.А. Черных



1980-е годы. Фото предоставлено В.А. Черных

В 1990 году храм начали реставрировать. Подвижниками этого великого дела были: редакция газеты «Уфалейский рабочий», ответственный секретарь городского отделения BOO ПИК, научный сотрудник городского историко-краеведческого музея В.А.Черных, директор музея Т.Г.Богверадзе, Нижнеуфалейская церковная община, епархия. 28 апреля 1990 года Нижнеуфалейскую православную общину посетил епископ Челябинский и Златоустовский Георгий, который привез радостную весть. По ходатайству Верхнеуфалейского горисполкома и просьбе Нижнеуфалейской общины Совет по делам религии при Совете Министров РСФСР зарегистрировал общину и передал ей здание церкви Казанской иконы Божией Матери. Спонсором восстановления храма стал Уфалейский завод металлургического машиностроения во главе с директором Георгием Степановичем Доценко. На восстановление храма требовалась по тем временам большая сумма денег, примерно 500 тысяч рублей. Часть денег собрали верующие и жители поселка, а большую часть выделил завод по решению совета трудового коллектива. На восстановлении храма работали жители поселка, ученики школы, верующие, рабочие завода. В 1992 году основные работы по реконструкции были завершены. Зазвенел над поселком колокольный звон. Помощь в восстановлении Нижне-Уфалейского храма Казанской иконы Божией Матери оказывали разные люди, многих из них уже нет в живых. Первые письма в Москву о разрешении открыть храм писал простой рабочий механического цеха И.Д. Дорофеев. А затем на расчистке завалов трудились по выходным П.Черкасов, М.Калинин, А.Сурков, К.Елфимов, А.Чемпалова, К.Чемпалов. Реставрацию стен, иконопись выполняли в 1992- 1994 годах местные художники В. А. Малых и А. И. Куманов.

Достойную лепту в период восстановления церкви внесли Е.Тимофеева, Е.Топочканова, А.Костина, К.Цыплятникова, Н.И.Папуловских, А.П.Епимахов, Ф.Пайвин, В.Пайвина.













Церковь представляет собой здание, вытянутое с запада на восток, состоящее из пяти гармонично связанных между собой архитектурных объемов: трапезной, колокольни, перехода, главного купольного помещения и апсиды-алтаря. Художественный образ здания отличается строгостью, логикой и простотой. Он строится на сочетании прямоугольных и купольных форм. Все четыре фасада завершают треугольные фронтоны — непременная часть зданий, построенных в стиле классицизма.

Изысканность, утонченность зданию церкви придавали в свое время шпили, три из которых располагались по главной осевой линии над колокольней, куполом и алтарем. Четыре небольших шпиля с маленькими главками находились по углам от купола, как бы символизируя в сочетании с главным шпилем давно ушедшее в прошлое пятиглавие русских храмов. Разный уровень архитектурных масс, подхваченный разным уровнем шпилей, создавал впечатление движения вверх и ощущение легкости всего здания. Это впечатление поддерживалось наличием широких и в то же время вытянутых по вертикали оконных проемов с ажурными коваными решетками.



17 апреля 2018 года. Фото Ю. Латышева




















Из книги "Православные храмы Челябинской области". Челябинск: АвтоГраф, 2008

Источники: http://www.isilgan.ru/2015/06/Cerkov-vo-imja-Kazanskoj-Ikony-Bozhiej-materi-Poselok-Nizhnij-Ufalej-Cheljabinskaja-oblast.html;
http://videozona.tech/v/473925


Tags: Нижний Уфалей, объект культурного наследия, церковь
Subscribe

  • Здание Госбанка

    Здание Госбанка, г. Челябинск, ул. Елькина, 47/ул. Ленина, 58 -объект культурного наследия местного (муниципального) значения (1910-1912).…

  • Старый квартал

    Квартал старых домов между улицами Российской, Миасской, Красноармейской и Нагорной оказался последним в Челябинске относительно нетронутым за…

  • Арка на площади: проход без проезда

    Омский эксперт Удина в очередной раз показала свою продажную сущность, одобрив недопроект явных врагов культурного наследия Челябинска — неких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments